КАТЕНЫ - Страница 110

Больше всего лемм имеют глоссы, использующие в качестве главного источника сочинения Беды Достопочтенного, который считал важным давать ссылки на цитируемых авторов. Отдельный случай составляют глоссы на Плач Иеремии, составленные Гильмбертом Универсалом. В них леммы указывают не на какого-либо автора, а исключительно на метод толкования Священного Писания: «allegorice» («аллегорически»), «tropologice, iuxta tropologiam» («тропологически»), аnagoge или iuxta anagogen (анагогически), moralia (этическое толкование), ad «litteram» («буквально»), «historice» («исторически»). Подобные леммы встречаются и в глоссах на другие книги (Пятикнижие, книги Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, Иова, пророков, Евангелия). Их преобладание в глоссах на Плач Иеремии связано со структурой главного источника этих глосс – комментария Пасхазия Радберта. Там, где леммы присутствуют, они чаще всего приводятся в форме сигл-сокращений. Некоторые авторы обозначаются лишь одной буквой. Сигла «J» может означать как Иеронима Стридонского («Jeronymus», искажение Hieronymus), так и Исидора Севильского (от смешения J и I; обычная сигла для Исидора – Is или Is's'). В одних случаях переписчики рукописей воспринимали сиглу «Ie» как сокращение выражения «Id est» («то есть»), в других трактовали её как «Je» (= «Jeronymus»). Сигла «Id» могла пониматься и как «Idem» («тот же»), и как «Id est» («то есть»), и как «Isidorus» (Исидор). Как в первом, так и во всех последующих полных изданиях «glossa ordinaria» леммы требуют тщательной проверки исследователями, поскольку в рукописной традиции нередки ошибочные атрибуции, связанные с неправильной трактовкой сигл. Составители глосс, как полагают исследователи, не придавали большого значения системе ссылок в отличие от более ранних комментаторов – Беды Достопочтенного и Рабана Мавра. Последний в своих сочинениях не только ссылался на использованные толкования экзегетов, но и приводил incipit и explicit (начальные и конечные слова) каждого отрывка. Цитаты древних писателей могли заимствоваться глоссаторами как непосредственно из их сочинений, так и из компилятивных комментариев Каролингской эпохи (Рабана Мавра, Пасхазия Радберта, Гаймона Осерского), приводивших обширные выдержки из трудов отцов церкви. Таким образом, некоторые авторы составляют своего рода вторичный уровень атрибуции. Так, в глоссах есть толкования, надписанные именами Симмаха и Илария Пиктавийского. Но все эти тексты заимствованы не из первичной традиции, а через посредство более поздних комментаторов (Рабана Мавра или Беды Достопочтенного), атрибуциям которых составитель глосс доверял. Цитаты Оригена в одних случаях приводятся под леммой «Origenes», в других – «Adamantius», что обусловлено разными источниками глосс: одна часть толкований взята из первичной традиции гомилий Оригена в переводах Руфина и Иеронима Стридонского, другая часть – из компилятивных комментариев.

 



 
PR-CY.ru