КАТЕНЫ - Страница 106

Характерная для греческой традиции форма катены, состоящей как из выдержек авторитетных толкователей, так и из текста Священного Писания, является для этой эпохи редкостью. Исследователям известна неизданная катена на Послание к Римлянам, составленная по инициативе аббата Элизахара из Сен-Рикье (ум. после 835 г.). Она сохранилась в единственной рукописи (IX в.) и состоит преимущественно из толкований Августина Блаженного («Enarrationes in Psalmos» и других сочинений), дополненных выдержками из комментария на Послания к Римлянам Оригена (в переводе Руфина), гомилий Иоанна Златоуста, Прокла Константинопольского, писем Кирилла Александрийского, трактата «О Святом Духе» Дидима Слепца, сочинений Иеронима Сирдонского, Кассиодора, Виктора Капуанского, Пелагия, Амброзиастера (под именем Амвросия). Всего катена содержит не менее 840 леммированных толкований. Некоторые леммы, по мнению исследователей, дают ошибочную атрибуцию. Так, 58 отрывков, приписанных Иоанну Златоусту, по их мнению, принадлежат Пелагию. Комментарий последнего вошёл в катену почти полностью. Толкования древних экзегетов Элизахар заимствует не напрямую из их сочинений, а из компилятивных комментариев Беды Достопочтенного и Рабана Мавра. По мнению Б. Бишоффа, такой труд мог появиться только в соседнем с Сен-Рикье аббатстве Корби, где была достаточно богатая для этого библиотека. Начавшаяся в конце VIII в. традиция снабжать текст Священного Писания краткими глоссами-синонимами, а затем глоссами-сентенциями в течение трёх последующих столетий подверглась переосмыслению. Самые ранние анонимные глоссы были более или менее оригинальными произведениями. Впервые латинские глоссы-сентенции появляются в рукописях англо-ирландского происхождения (например, рукописи VIII–IX вв.: Иезекииль с глоссами, глоссированная Псалтирь); а также серия рукописей, написанных около 860 г., связанных с монахом Отфридом (Книга пророка Иеремии, Книга пророка Исаии, книги малых пророков, «Деяния святых апостолов» и соборные Послания). Начиная с XI в. в глоссах всё более заметным становится элемент компиляторства, наблюдается тенденция к стандартизации текста. До XX в. появление первых общепринятых глосс («glossa ordinaria») обычно связывалось с именем Валафрида Страбона (ум. в 849 г.). В настоящее время такая атрибуция исследователями отвергнута. Формирование свода «glossae ordinariae» начинается во второй половине XI в. По мнению комментаторов XIII в., начало собиранию глосс положил Ансельм Ланский (ум. в 1117 г.), который около 1100 г. составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Посланиям апостола Павла и, как полагают исследователи, на Песни Песней. Его брат Радульф (ум. в 1131 или 1133 г.) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе – к Евангелию от Луки.

 



 
PR-CY.ru