КАТЕНЫ - Страница 105

Виктору приписывается также составление сборника толкований («Collectaneum») на Послание к Римлянам, как предполагают исследователи, состоявшего из отрывков комментария Пелагия. Эти сочинения епископа Виктора полностью не сохранились. Несколько фрагментов из них вошли в «Толкование на Шестикнижие» Иоанна Диакона Римского (VI в.), Алкуина, Беды Достопочтенного, а также в катену на Послание к Римлянам Элизахара. К VII в. относятся первые попытки систематизации толкований какого-либо одного латинского автора, в частности, Григория Великого. Хотя его «Expositio in librum Iob sive Moralia» («Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования»; в 35 книгах) посвящено изъяснению Книги Иова, Григорий попутно истолковал в этом произведении многие места других книг Библии. Эти толкования вошли в «Liber testimonialium», компилятивный сборник извлечений из разных сочинений Григория Великого, которые нотарием папы Патерием (VII в.) и более поздними редакторами распределены по отдельным книгам Священного Писания. Этот сборник затем использовал Рабан Мавр (ум. в 856 г.) при составлении компилятивных комментариев почти на все книги Библии, а также Гильберт Порретанский (ум. в 1154 г.) при составлении глосс на книги от Иисуса Навина до пророков. Период Каролингского возрождения (конец VIII – середина IX вв.) характеризуется расцветом латинской компилятивной экзегетики, начало которой положили Беда Достопочтенный (ум. в 735 г.), Алкуин (ум. в 804 г.) и Рабан Мавр. Во многих крупных монастырях империи (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.) были учреждены школы, ставшие центрами изучения и комментирования Библии, основанного на толковании древних экзегетов. Хотя создававшиеся в этих школах компилятивные комментарии исследователи не могут считать катенами в собственном смысле слова, они во многом способствовали распространению этого жанра в XI–XIII вв., послужив источником для общепринятых глосс. Наиболее плодовитой была литературная деятельность Рабана Мавра, который составил толкования почти на все книги Библии. В них он приводит дословные цитаты из латинских и нескольких греческих экзегетов, сопровождаемые собственными толкованиями. В этот же период продолжается начатая в VII в. традиция составления сборников толкований одного автора. Например, Флору Лионскому (ум. около 860 г.) принадлежит ряд сборников толкований на отдельные стихи Посланий апостола Павла. Каждый из них включает извлечения из разных трудов какого-либо одного авторитетного экзегета: Августина Блаженного, Иеронима Стридонского, Григория Великого. Сохранился также сборник, объединяющий коллекции фрагментов 12 авторов, следующие автономными группами одна за другой: Киприана Карфагенского, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского, Пациана Барселонского, Феофила Александрийского, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Льва Великого, Кирилла Александрийского, Фульгенция Руспийского, Павлина Ноланского и Авита Вьеннского.

 



 
PR-CY.ru