КАТЕНЫ - Страница 111

Иногда имеют место более сложные случаи заимствования. Например, многие цитаты Григория Великого в глоссах на Песни Песней взяты из комментария Гаймона Осерского, который переписал их из комментария Беды Достопочтенного, а последний – из толкований Григория Великого. В «editio princeps» («Biblia Latina cum glossa ordinaria». 1992 г.) и во всех изданиях глосс, зависящих от него (кроме новых критических), нередки случаи двойной атрибуции (особенно в глоссах на псалмы): Ra/Hier (Рабан/Иероним), Cass/Remi (Кассиодор/Ремигий), Cass/Aug (Кассиодор/Августин), Aug/Jero (Августин/Иероним); Hiero/Aug (Иероним/Августин); Amb/Aug (Амвросий/Августин), Hiero/Alcuin (Иероним/Алкуин), Aug/Remig (Августин/ Ремигий). Такого рода сиглы отсутствуют в рукописях. Первые исследователи глосс ошибочно полагали, что они указывают на вторичную атрибуцию: текст заимствуется из второго автора посредством первого. Скорее всего, как полагают исследователи, двойные сиглы появились в результате того, что издатель, работая с разными рукописями, в которых тот или иной отрывок приписывался то одному, то другому автору, не стал отдавать предпочтение кому-то из них, а приводил обе атрибуции. Таким образом, перед специалистами, готовящими критические издания отдельных частей корпуса глосс, стоит сложная задача по выявлению цитат авторитетных толкователей, исследованию их происхождения и отношения к тексту как оригинальных комментариев и гомилий древних отцов церкви, так и компилятивных сочинений раннего Средневековья. Помимо леммированных отрывков толкований глоссы содержат ряд примечаний, внесённых позже, когда глоссы использовались в учебном процессе. Эти примечания указывают на риторические фигуры, встречающиеся в тексте Священного Писания, классифицированные в соответствии с общераспространённой теорией Цицерона («De inventione»): «ironia» («ирония»), «hyperbolice» («гиперболически»), «hyperbole» («гипербола»), «synecdochen» («синекдоха»), «metonymy» («метонимия») и т.п. Глоссы на каждую книгу Священного Писания имеют неодинаковое количество источников. Как правило, их число ограничено (от 1 до 9). Большее количество авторов цитируется в глоссах на книгу Бытие, в которых чаще всего приводятся толкования Августина Блаженного («De Genesi ad litteram», «Quaestiones in Heptateuchum libri VII»), в меньшей степени – Исидора Севильского, Иеронима Стридонского, Григория Великого (напрямую и через компиляцию Патерия), Беды Достопочтенного («Libri quatuor in principium Genesis»; «De natura rerum liber»; «De temporum ratione liber»; особенно при толковании книги Чисел), а также Валафрида Страбона, Алкуина и Рабана Мавра. Заметно отсутствие прямых ссылок на «Шестоднев» Амвросия Медиоланского. По мнению исследователей, это связано с тем, что его толкования вошли в комментарии Беды и Рабана Мавра.

 



 
PR-CY.ru