КАТЕНЫ - Страница 102

Этот текст вошёл в Великие Минеи Четьи под 29 и 30 июня, а также был издан не раньше 1787 г. (датировка по филиграням, в выходных данных – 1784 г.) в типографии Почаевского монастыря по заказу купца-старообрядца Василия Железникова из Клинцов. К числу важных источников для изучения славянских катен исследователи относят отдельные толковые компиляции, в частности, эротапокритические (вопросоответные) сборники, которые в форме вопросов и ответов дают толкования на самые важные места библейских книг. Катены и тексты полных комментариев служили источниками для составления такого рода компиляций. Некоторые толкования, заимствованные из катен, частично сохранились только в составе эротапокритических сборников (толкования Феодорита Кирского на Восьмикнижие, Ипполита Римского на Притчи, Олимпиодора Александрийского на Книгу Екклесиаста). Наиболее ярким ранним представителем этого рода литературы является русский экзегетический сборник середины (?) XIII в. (Российская национальная библиотека), содержащий подборку толкований на разные книги Священного Писания: извлечения из Толковой Псалтири со схолиями, приписываемые Афанасию Великому, фрагмент катены-комментария Олимпиодора на Книгу Екклесиаста, отдельные толкования на Восьмикнижие, Книгу Притчей Соломоновых, Новый Завет. Среди сборников восточнославянского происхождения близкого состава исследователям известны и более поздние, например, украинский сборник конца XVI в. (Милецкого монастыря), но в целом их рукописная традиция, в особенности для XV–XVII вв., остаётся мало изученной. Более развитым представителем катен исследователи считают «Книгу Кааф», описанную и изданную В.М. Истриным. В ней содержится несколько десятков вопросоответов на Восьмикнижие Феодорита. Древнейшим её списком, до настоящего времени неисследованным, является рукопись Исторического музея, переписанная в 1414–1415 гг. в Кашине. Кодекс включает не только толкования, но и единственный известный список поучения митрополита Феогноста (1328–1353 гг.), что позволяет исследователям датировать возникновение данной разновидности сборника не раньше концом первой трети XIV в. Наиболее полное развитие вопросоответный жанр получил в сборнике конца XV – начала XVI вв. (Российская национальная библиотека), состоящем из «Книги Кааф» и кратких толкований на все книги Ветхого и Нового Завета, за исключением Откровения. Велика вероятность того, что катены использовались и при составлении Толковой Палеи и различных Хронографов – сложных компилятивных памятников, возникших на русской почве, в которых библейский текст обильно дополнен апокрифическим материалом. Текст книгу Бытие в них пересказывается с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями из Шестоднева Иоанна, экзарха Болгарского, и Севериана Габальского, с отрывками сочинений, приписываемых Ефрему Сирину, Косме Индикоплову, Епифанию Кипрскому и др.

 



 
PR-CY.ru