Христианство

ХРИСТИАНСТВО – одна из трёх наряду с буддизмом и исламом мировых религий, вторая по времени возникновения мировая религия и самая многочисленная по числу последователей. Быть христианином – значит верить, что Иисус Христос – Бог и Спаситель мира. Однако единого христианства давно не существует; о христианстве как единой религии можно говорить до его разделения на конфессии. В настоящее время оно подразделяется на православие (см. Православие), католицизм (см. Католицизм) и многочисленные направления протестантизма (см. Протестантизм). Христианство распространено, главным образом, в странах Западной и Восточной Европы, в России, в странах Латинской Америки, Канаде, США, Австралии, в меньшей степени – в Африке, в Азии и в других регионах. На начало XXI в. численность христиан – приверженцев различных конфессий – в мире достигала 2 млрд. человек. Среди них 1 млрд. католиков, 400 млн. протестантов, около 220 млн. православных, 70 млн. членов Англиканской церкви и более 280 млн. христиан других исповеданий. Христиане в Северной Америке составляют значительное большинство: 87% населения, из которых 36% – протестанты и 33% – католики. Население Латинской Америки по большей части католическое, однако протестантизм постепенно распространяется и здесь, а в некоторых регионах (таких, как Гаити или Доминиканская республика) важное место занимают синкретические (смешанные) религии. Протестантизм в Европе торжествует на Севере; католицизм – в романских странах, Ирландии и Центральной Европе. Далее к востоку расположены православные области. Христианство в Африке широко распространено, главным образом, в Центральной и Южной Африке, а также вдоль западного побережья к югу от Сахары. Христиане в Австралии и Новой Зеландии составляют значительное большинство (84% и 91% соответственно). Правда, эти цифры ни о чём не говорят, поскольку чтобы быть христианином, достаточно заявить об этом (впрочем, это относится и к представителем других мировых религий). Мировые религии потому и мировые, что от адептов зачастую не требуется ни определённого уровня знаний, ни степеней посвящения. Здесь играет роль психологический аспект – самоидентификация личности. Далеко не каждый из адептов знает историю своей религии, основы вероучения, сможет прочесть молитву «Отче наш», ещё меньше – «Символ веры» ("Кредо"). Христианство включает в себя различные аспекты бытия, и его невозможно оценить и описать в черно-белом формате. Для обыденного сознания христианство ассоциируется с кострами инквизиции и прочими ужасами или же с лучезарным сиянием икон и одеяниями священников. Для одних людей это – «опиум для народа», для других – Божественная истина. Для одних это – набор суеверий, для других – океан образов, создавших культуру целой цивилизации. Поэтому невозможно создать целостную и цельную картину христианства; можно лишь обрисовать общие контуры отдельными штрихами и мазками. Основными источниками христианского вероучения являются Священное Писание и Священное Предание, а также догматы, выработанные на церковных Соборах, и сочинения Отцов церкви. В основе культа, к которому относятся праздники, обряды и таинства, – события земной жизни Иисуса Христа. Христианство возникло в I в. в Палестине, находившейся тогда в составе Римской империи. Палестинские евреи, пережившие вавилонское, персидское и македонское владычество, правление иноземных династий Птолемеев и Селевкидов (IV–II вв. до н.э.), добиваются политической независимости. С середины II в. до н.э. независимой Иудеей правили цари-первосвященники из рода Хасмонеев, проводившие политику расширения территории страны и стремившиеся иудаизировать население. В 63 г. до н.э., римский полководец Гней Помпей, воспользовавшись внутренней смутой, ввёл в Иудею войска. Ещё с VI в. до н.э. часть Палестины (Иудея и её центр г. Иерусалим) формально входили в римскую провинцию Сирию, но правили там назначаемые римским императором прокураторы, которые являлись в этом регионе также префектами, т.е. обладали правом военного командования. Они назначали и смещали первосвященников Иерусалимского храма, а религиозные вопросы решал Синедрион (совет, состоявший из жрецов и представителей знати во главе с первосвященником), который был существенно ограничен в правах и контролировался римлянами. Вассалы Рима управляли и соседними с Иудеей областями. Так, после смерти царя Ирода Великого в 4 г. до н.э. Галилеей правил его сын Ирод Филипп, носивший звание тетрарха (четверовластника). Недовольство иноземным владычеством, мало считавшимся с местными традициями и религиозными святынями, утрата политической самостоятельности, воспринимавшаяся частью населения как последствие нарушения религиозных обычаев и запретов, усиливала позиции еврейских религиозных националистических группировок (хасидеев).

 



 
PR-CY.ru