Религии народов Африки

Африка – второй по величине континент после Евразии. Это относительно мало заселенный материк (примерно 13% населения Земли при 20% всей поверхности суши). На огромных африканских просторах возникло множество разных народностей. На севере живут арабы, а также древние кочевые племена – берберы, тауреги. Население так называемой Черной Африки делится на многочисленные этносы, классификация которых постоянно пересматривается. В Южной и Восточной Африке проживает множество переселенцев из Европы и Азии, в частности, из Индии.

Коренное население Африки можно условно разделить по уровню социально-экономического развития на три большие группы. Первую составляют кочевые охотничьи племена бушменов и пигмеев, не знающие земледелия и скотоводства. Ко второй, самой многочисленной группе, можно отнести большинство земледельческих и скотоводческих народов Тропической и Южной Африки. Третья группа объединяет народы Северной и Северо-Восточной Африки, которые еще с древних времен жили общей жизнью с передовыми народами Средиземноморья, утратив элементы своего патриархального уклада. Эти народы развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Поэтому религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Древний Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося по всей Северной Африке.

Экономические и политические условия жизни, повлиявшие на формирование религиозных верований народов Северной Африки, создавали финикийцы. Свои колонии на побережье Северной Африки они основывали с начала I тысячелетия до н.э., самым могущественным из которых стал Карфаген; к VI в. до н.э. все побережье подпало под его власть. Затем Северная Африка более четырех веков являлась частью Римской империи. Она была христианизирована примерно в то же время, что и северное побережье Средиземноморья. В V в. н.э. побережье Северной Африки оккупировали племена вандалов. Начиная с VIII в., с ростом влияния ислама, история Северной Африки отделяется от истории Европы. Ислам вытеснил христианство практически из всех африканских стран; исключение составили большая часть Эфиопии и области Египта, где сохранились приверженцы христианства – копты. В XI–XII вв. Альморавиды объединяют Магриб (страны Северной Африки) и Андалусию в одну обширную империю, которая затем переходит в руки Альмохадов. Через этот регион проходят торговые пути между Черной Африкой и Европой; наступает расцвет арабо-андалузской цивилизации. Следует подчеркнуть, что в африканских странах ислам сильно видоизменился под влиянием местных условий. В некоторых областях он сохраняет лишь внешние формы. Тем не менее, мусульманскими считаются Алжир, Тунис, Марокко, Судан, Сенегал, Мавритания, Сомали, Ливия, Центрально-Африканская республика и некоторые другие государства.

На территории Южной, Восточной и Центральной Африки существовали многочисленные царства, которые тесно контактировали с мусульманским миром. В конце XV в. на западных и восточных побережьях Африки появляются первые европейские колонии. С колониальными захватами связана новая эпоха распространения в Африке христианства. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными; местное население часто сохраняло верность традиционным культам. Отношение к ним со стороны христианских миссионеров стало более толерантным, когда среди церковных иерархов появились выходцы из Африки. Показательно, что христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.



 
PR-CY.ru