Еврейская культура

1. Введение
2. Боги и тотемы древних евреев
3. Иудейская Библия
4. Иудаизм как отдельная цивилизация
5. Эпохи Древнего Израиля
6. Моисей и исход евреев из Египта
7. Образы эпохи судей и царей
8. Ощущение конца истории
9. Пророки Ветхого Завета
10. Новые общины и новые учения

Контрольные вопросы

Библиография

1. Введение.

Иудаизм – это национальная религия евреев и первая мировая религия. Но иудаизм – это и отдельная цивилизация, впитавшая в себя элементы культуры соседних племен и народов. Литературные памятники, по которым можно судить о религиозных верованиях семитических племен, получивших в дальнейшем название «евреи», дошли до нас в составе библейского канона, т.е. обобщающего нормативного сборника, отобранного поколениями «книжников» и освященного авторитетом религии. Он составлялся в течение тысячелетия – от XII до II вв. до н.э. Канон оказался маленькой литературной «вселенной», включающей самые разные тексты, прямо или косвенно соотнесенные с религиозной идеей. Он прожил еще два тысячелетия как священная книга двух религий: иудаизма и христианства. Из поколения в поколение его тексты воспринимались как действующая норма вероучения и культа, права и морали. Они сохраняли актуальность и поэтому подвергались неизбежным переосмыслениям.

Застывание в каноне – судьба довольно многих литературных памятников древневосточных культур, к которым относятся древнеиндийские поэмы, древнеиранская Авеста и т.д. Для них характерна трехчастная структура, где каждая последующая стадия представляется комментированием предшествующей. Принцип комментирования текста лежит в основе его освоения, в основе образования как такового. Нет ни одного религиозного канона, который не сопровождался бы комментированием. В христианстве это называется «катехизация».

Библия – сложный и неоднозначный феномен культуры. В ней прослеживается противоборство, а подчас и сложное переплетение двух тенденций – религиозно-племенной исключительности и общечеловеческой широты. Это и непримиримая вражда к «чужакам» и к «иноверцам» (в «Книге Иисуса Навина») – и любовь Бога пророка Амоса к каждому народу, где «чужаки» имеют не меньше прав на его милость, чем «свои». Библия включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет. Включение в канон Нового Завета, а вместе с ним и христианское видение мира исказило представление о Ветхом Завете, сделав его предтечей христианства. На самом деле это – отражение совершенно разных культур. Само выражение «Ветхий Завет» – христианского происхождения. Апостол Павел первым назвал так священные книги, читаемые и толкуемые в синагоге. Раввины говорили просто о «Писании» или о «Книгах». Что же касается слова «Библия», то оно было калькой с греческого ta biblia, (т.е. «книги»), и в конце концов стало означать «Священное Писание».

 
PR-CY.ru