Религии народов Австралии

Основная территория Австралии мало заселена. Большинство населения проживает в городах, расположенных на узкой полосе земли вдоль восточного и юго-восточного побережья; только недавно возникшая Канберра находится чуть дальше от берега. На материке сухой и жаркий континентальный климат. Население страны в основном городское (85%); коренное население, аборигены, составляют 1,5% от общего числа австралийцев.

Люди жили на территории Австралии уже за 40 000 до н.э. Инструменты, используемые человеком за 8000 лет до н.э., на всех материках выглядят одинаково: скребки, сколки каменных пород, палки-копалки. На населенный аборигенами материк обратили внимание голландские мореплаватели и британские путешественники. После экспедиций в Австралию Бугенвиля (1768) и Кука (1770) между Англией и Францией зарождается соперничество, завершившееся в пользу англичан. В январе 1788 г. первая высадка каторжников в порте Джексон (Сидней) положила начало британской колонии в Австралии (Новый Южный Уэльс). Со временем Австралия перестает быть местом ссылки и становится колонией Британской империи. Ныне усилия лейбористских правительств направлены на повышение конкурентоспособности страны и устранение структурных проблем в экономике. Коренное население, аборигены, получают небольшую часть исконных земель.

Из-за своего географического положения Австралия на протяжении сотен лет была фактически отрезана от окружающего мира, поэтому влияние других народов было минимальным. Кроме того, природные условия континента обеспечивали аборигенам удовлетворение их потребностей с помощью охоты и собирательства. Результатом этого стало пребывание австралийцев на примитивной стадии развития, хотя это и не дает основание для утверждений об их дегенерации или регрессе, как пытаются представить некоторые ученые. На несколько более высокой стадии развития находились коренные жители Океании.

Верования. Коренное население Австралии при появлении европейцев насчитывало около трехсот тысяч. Это были кочевые племена, не знавшие земледелия и скотоводства, ткачества и гончарства, не умевшие обрабатывать металл. В семейных отношениях парный брак еще только зарождался. Европейцы, наблюдавшие за аборигенами, сначала полагали, что религиозные верования у них отсутствуют. Но на самом деле именно религиозные воззрения, главную роль в которых играл тотемизм, являлись основой повседневной жизни и социальных отношений австралийцев. У большинства австралийских племен господствовало представление о том, что в отдаленные времена, обозначавшиеся термином «время снов» , жили фантастические полулюди-полуживотные – мужчины-эму, мужчины-кенгуру, женщины-птицы, от которых произошло затем население Австралии. Эти прародители охотились, воевали, женились, устраивали различные празднества. Следы их ног и результаты поступков превратились в деревья, водопады, холмы, звезды и т.д. Многие австралийские кланы считают себя прямыми потомками прародителей; каждая тотемическая группа имеет свой священный участок, особые легенды и специальные обряды.

«Радиографическая» живопись аборигенов с Земли Арнхем (Австралия). Сон – центральная тема культуры аборигенов, ибо именно в нем человек одновременно познает прошлое и может постичь будущее. А также это способ познания природы и слияния с ней. Художник изображает животных и семейных духов (мими) штрихами на коре, в изображении четко угадывается схема скелета (Музей искусства стран Африки и Океании, Париж).

В качестве тотемов выступают чаще всего животные и лишь изредка растения или какие-нибудь предметы. Особенностью тотемизма у австралийцев является половой, когда кроме общего родового тотема у мужчин и женщин существуют еще отдельные. Кроме этого, индивидуальные тотемы имели колдуны, знахари и вожди. Жители Австралии не считают его чем-то высшим, поэтому неверно говорить о его обожествлении – существует вера только в сверхъестественное родство с ним. Аборигены верят, что в людях живут те же духи, что и в их тотемных животных, растениях, скалах, а также в легендах и ритуальных церемониях. После смерти дух освобождается от тела и возвращается к духовному существованию. Так аборигены связаны с окружающим миром, членами своего рода и другими группами людей по соседству, а также с прошлыми и будущими поколениями.

 



 
PR-CY.ru