КАТЕНЫ - Страница 104

Термином «glosatura» обозначались только три коллекции глосс на псалмы и Послания апостола Павла: Ансельма Ланского («Parva glosatura», «Малые глоссы»), Гильберта Порретанского («Media glosatura», «Средние глоссы») и Петра Ломбардского («Magna glosatura», «Великие глоссы»). Такие названия были даны указанным коллекциям Стефаном Лангтоном (ум. в 1228 г.). Другой термин («glosule») является более общим, он может обозначать рукописи с отдельными анонимными заметками на библейские книги, а не «apparatus glossarum». В рукописях общепринятых глосс библейский текст помещался в отдельной колонке, сами глоссы находились по краям («glossa marginalis») и между строк («glossa interlinearis»). В эпоху позднего Средневековья считалось, что первые принадлежат Валафриду Страбону, а вторые – Ансельму Ланскому. Однако многие рукописи содержат глоссы или в сокращении, или, наоборот, с добавлениями или же приводят общепринятый текст маргинальных глосс и неканонический текст «glossa interlinearis». В каталогах рукописей такие коллекции обычно называются «glossa partim ordinaria» («глоссы отчасти общепринятые»). Б. Смолли предложила для этих глосс термин «глоссы, утратившие силу» (франц. «gloses périmées»). Они остаются практически не изученными. Термин «postilla» (или «postillae», от лат. «post illa verba textus» – «после сих слов текст») появился во второй трети XIII в. и относился сначала к комплексным библейским комментариям Гуго Сен-Шерского, а затем вообще ко всем комментариям Священного Писания. Позднее в Римско-католической церкви так называлась простейшая форма проповеди (гомилии), состоящей из объяснения только что прочитанных слов Евангелия или Апостола. То же название носили сборники проповедей экзегетического характера. Исследователям не совсем ясно, почему возникла необходимость в новом термине. По их мнению, отличие «postilla» от комментария или коллекции глосс состояло в формате подачи материала. Глоссированная рукопись («glossatus») включала как сам библейский текст, так и глоссы, в то время как в «postilla» колонка с текстом Священного Писания отсутствовала, приводились только леммированные глоссы. В латинской традиции сборники, похожие на катены, появляются в середине VI в. под влиянием греческой традиции. Так называемая «Книга ответов» («Liber Responsorum») Капуанского епископа Виктора (ум. в 554 г.), представляет собой собрание схолий различных писателей на Пятикнижие, которые принадлежат исключительно восточным отцам и учителям церкви. Виктор цитирует Смирнского епископа Поликарпа, Оригена, Василия Великого, Тарсийского епископа Диодора, Севериана Габальского. Многие цитаты из Поликарпа Смирнского, приводимые Виктором, по другим источникам исследователям неизвестны.

 



 
PR-CY.ru