Культура хеттов и хурритов

История Древнего Ближнего Востока во II тысячелетии до н.э. в значительной мере определяется соперничеством двух народов: хеттов, обитавших в центре Малой Азии, и хурритов, составляющих со второй половины III тыс. до н.э. основную часть населения Северной Месопотамии и Северной Сирии (территория современной Турции). В древности эту страну называли Анатолией. Она знаменита своими богатейшими царскими усыпальницами конца III тысячелетия до н.э. в Аладжа-Хююке. Именно здесь было обнаружено одно из самых древних городских поселений в мире, Чатал-Хююк (6500–5500 гг. до н.э.). Это поселение, возможно, было одним из предвестниц будущей цивилизации хеттов. Около 1900 г. до н.э. здесь основывают свои колонии ассирийцы и амориты. С XVIII по XII вв. до н.э. эти земли входят в состав различных царств. В IX в. до н.э. Анатолия возрождается вместе с царствами Урарту (IX–VI вв. до н.э.), Фригией и Лидией (VIII–VI вв. до н.э.). В целом история народов Древнего Ближнего Востока свидетельствует о том, что они никогда не жили изолированно друг от друга, поэтому и в их религии, и в их культуре в целом легко обнаруживаются сходные черты. Хеттская культура интересна именно тем, что является особой формой, в которой сочетались верования и культы как собственно хеттские, так и семитические, особенно арамейские, что было результатом влияния сирийцев на своих завоевателей-хеттов; нечто похожее произошло с аккадцами, завоевавшими Шумер, а в античную эпоху – с римлянами, подчинившими себе греков.

До середины XIX в. о хеттах было известно только по упоминаниям в Библии. Позже существование Хеттского царства было подтверждено записями царского архива из египетского города Тель-эль-Амарна. После расшифровки найденных документов выяснилось, что Хеттская держава занимала почти всю Анатолию и была серьезным соперником Ассирии и Египта в борьбе за влияние на Ближнем Востоке. Расцвет могущественной империи хеттов охватывает период XIV–XIII вв. до н.э. Столица и колыбель хеттской цивилизации, город Хатушша, или Хатусса (современный Богазкёй, около 150 км от Анкары) был окружен крепостными стенами, украшенными с внутренней стороны рельефами. В двух километрах от нее находится святилище Язылыкая (в переводе с турецкого – «скала изваяний»), украшенное высеченными прямо в скале барельефами. В 1906–1912 гг. экспедиция под руководством немецкого востоковеда Г. Винклера произвела здесь первые археологические исследования, в результате которых были обнаружены архивы, статуи, несколько храмов и захоронение, расположенное в скале (отсюда и название). Расшифровка хеттских клинописных текстов из Богазкёя была проведена чешским ученым Б. Грозным. Это привело к возникновению новой науки – хеттологии, изучающей историю, языки, культуру и религию народов Малой Азии. В результате расшифровки клинописных табличек выяснилось, что храм Язылыкая использовался хеттскими царями Нового царства (XIV–XIII вв. до н.э.) для заупокойного культа их династии, имевшей хурритское происхождение. В это время вырастает удельный вес южных областей Малой Азии со смешанным хурритским и лувийским населением в составе Хеттского царства. Царицы этой династии носят хурритские имена, а цари – двойные (хурритские – от рождения, хеттские – по восшествии на престол). Святилище в Язылыкая является важнейшим из тех немногих монументов, которые с уверенностью датируются эпохой империи. Стены естественного углубления в горном склоне здесь украшены горельефным изображением богов и богинь, которые шествуют двумя процессиями, встречающимися в центре дальней стены, напротив входа. Многие божества несут в руках символические предметы. При исследовании рельефа ученые обнаружили, что хетты заимствовали хурритский пантеон богов.

 



 
PR-CY.ru