КАТЕНЫ - Страница 11

По мнению большинства современных исследователей, катены, которые можно было бы с уверенностью датировать периодом до VI в., не существует. Две группы катен иногда рассматриваются как современные Прокопию Газскому: 1) катена на книги малых пророков, рукопись, содержащая выдержки из сочинений Кирилла Александрийского и Феодорита Кирского (датировка на основе приписки 535 г. к библейскому тексту, а не к катене); 2) древнейшие катены на Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна. Однако аргументация сторонников ранней датировки этих катен (где таковая приводится) исследователи считают довольно слабой. Использование выдержек из сочинений Иоанна Златоуста (главная характеристика древнейших катен на Евангелия) начинается не раньше VIII в. Первые составители катен ограничивались книгами Ветхого Завета как наиболее трудными для понимания, и все катены на книги НовогоЗавета исследователи считают составленными после Прокопия Газского. Древнейшие катены Прокопия Газского, как показал Ж. Дориваль, имели форму широких, или чередующихся, катен, т.е. воспроизводили структуру использованных источников (комментариев и гомилий), помещая текст катенарных фрагментов в центре листа, непосредственно после библейского текста. Нововведение Прокопия состояло в том, что он приводил после каждого библейского стиха комментарий не одного, а нескольких экзегетов, а это характерно для позднеантичных комментариев на сочинения классических авторов. По предположению Р. Девреса, самые ранние греческие катены VI в. содержали схолии из произведений двух авторов (Афанасия Александрийского и Исихия Иерусалимского – на псалмы, Феодорита Кирского и Исихия – на книги малых пророков, Григория Нисского и Нила Анкирского – на Песни Песней). Чаще всего схолии двух авторов чередуются, т.е. на один и тот же библейский стих приводится по одной схолии обоих комментаторов. В рукописях, которые, по мнению Р. Девреса, отражают более древнюю традицию, после библейского текста приводится несколько выдержек одного толкователя, за ними следует несколько выдержек другого; или же преобладают схолии одного автора, а редкие фрагменты другого выступают как позднейшие дополнения. Например, в катене на книги малых пророков в одной рукописи половину листа занимают библейский текст и схолии Исихия Иерусалимского, а другую половину листа – схолии Феодорита Кирского. В катене на псалмы основу составляют фрагменты комментария Феодорита Кирского, а схолии Исихия вставлены лишь в некоторых местах. Таким образом, по мнению исследователей, в основе многих катен мог лежать сборник схолий одного автора, который затем пополнялся выдержками из трудов других комментаторов. Так, в основе катен на Восьмикнижие и Книги Царств лежат «Вопросы» на соответствующие книги Феодорита Кирского (Quaestiones in Octateuchum, Quaestiones in libros Regnorum), схолии остальных авторов являются позднейшими добавлениями.

 



 
PR-CY.ru