КАТЕНЫ - Страница 18

При этом он использовал систему примечаний: собственные корректировки лемм, встречающихся в рукописи, он отмечал одним астериском, добавление новых схолий, отсутствующих в рукописях, – двумя астерисками. Издание Девреса содержит текст катены первого типа по двум кодексам, третьего типа по двум кодексам, а также некоторые схолии из другой рукописи. Критические издания появились лишь в конце XX в. Ф. Пети первоначально издала катену на книги Бытие и Исход первого типа, затем катену по четырём рукописям первичной традиции на книги Бытие и Исход. Отдельно изданы схолии Филона Александрийского, встречающиеся в катене первого типа, фрагменты комментариев Севира Антиохийского на Исход; его же на Восьмикнижие и Книги Царств. Третий тип катен издан на книги Бытие и Исход, на Левит – четвёртую Книгу Царств. «Эпитома» Прокопия Газского никогда не издавалась полностью. Рукописная традиция этого сочинения довольно бедна, она представлена около 15 манускриптами, из них только три содержат «Эпитому» полностью (во всех рукописях отсутствуют фрагменты на Книгу Руфь): IX, XI и XVI вв. «Эпитома» Прокопия в строгом смысле слова не является катеной и представляет собой сокращённый пересказ толкований разных авторов, взятых или непосредственно из комментариев, или из какой-либо несохранившейся катены. Издание А. Маи доводит комментарий до Быт. 18:2, поскольку оно основывается на трёх поздних рукописях, содержащих неполный текст Прокопия. Данное издание восполнено в «Патрологии» Ж.П. Миня схолиями Прокопия, взятыми из издания «Catena Lipsiensis» иеромонаха Никифора (Феотоки), а также схолиями, изданными Й. Мёрсием. Латинский перевод выполнен и издан в XVI в. Конрадом Клаузером. Ф. Пети издала часть «Эпитомы» – комментарий Прокопия на Книги Царств, фрагменты Феодора Мопсуестийского на Книгу Иисуса Навина – четвёртую Книгу Царств, а также содержащиеся в «Эпитоме» фрагменты толкований Евсевия Эмесского на книгу Бытие. Остаётся невыясненным вопрос отношения «Эпитомы» Прокопия к двум типам катен на Восьмикнижие (тип I и III по классификации Герарда): исследователям не ясно, использовал ли Прокопий эти катены, или некий составитель имел доступ к обширной коллекции извлечений из сочинений Прокопия, которую последний впоследствии сократил. Кроме фрагментов на Восьмикнижие рукопись содержит схолии Прокопия Газского (не изданы и не изучены) на Книги Паралипоменон. Исследователям известно, что в IX в. Константинопольский патриарх Фотий имел доступ к некоему сборнику схолий Прокопия на Восьмикнижие и Книги Паралипоменон «Экзегетические схолии на Восьмикнижие Ветхого Завета, Царства и Паралипоменон». Вопрос об отношении этого произведения к рукописи не изучался.

 



 
PR-CY.ru