КАТЕНЫ - Страница 16

Греческие катены были составлены не на все библейские книги: не существует катен на книги Руфь, Ездры, Неемии, Есфири, а также на неканонические книги Ветхого Завета, что исследователи склонны связывать с отсутствием или редкостью патристических комментариев и схолий на эти книги. Каталог Ж. Каро и Х. Лицмана делит рукописи, содержащие катены на Восьмикнижие (книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь) и Книги Царств, на три группы. Раньше исследователи предполагали, что это деление соответствует трём типам катен на указанные книги, сформировавшимся уже в VI в. Данная классификация принималась учёными до конца XX в. В настоящее время она претерпела некоторые изменения. Первые два типа принято объединять в один, а третий – сохраняет своё прежнее название. Первый тип объединяет два типа катен по Каро-Лицману (тип I и II). Тип I по Каро-Лицману представлен единственной рукописью (X в.) и включает толкования около 30 авторов на книги Бытие и Исход (1:1–14:31). Фрагменты сочинений Феодорита Кирского в этой катене являются вторичными. Толкование на Быт. 2:8 содержит длинный анонимный текст, который является выдержкой из «Точного изложения православной веры» Иоанна Дамаскина. Наличие этого текста в том месте, где катена имеет лакуну, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что он был внесён позднее с целью восполнить пробел. Второй тип (тип II по Каро-Лицману) содержится в нескольких рукописях, из которых к архетипу восходят три: 1) Исторический музей, XI в. – катена только на Быт.; и его прямые копии, XVI в., XV–XVI вв.; 2) рукопись X в. – катена на книги Бытие, Исход и Левит; 3) Российская национальная библиотека, XIII в. – на Восьмикнижие. Ни одна из этих рукописей не содержит катену полностью, меньше всего лакун в рукописи Российской национальной библиотеки. Во всех трёх манускриптах есть дополнение выдержек из сочинений Севира Антиохийского. Кроме того, каждая из трёх рукописей помимо общей серии схолий содержит индивидуальные вторичные дополнения, отсутствующие в других рукописях данной группы: Российской национальной библиотеки – полную серию «Вопросов» («Quaestiones») на книги Бытие и Исход Феодорита Кирского и множество выдержек из сочинений Иоанна Златоуста (главным образом, из «Гомилий на Бытие»); вторая рукопись – только «Вопросы» Феодорита; Исторического музея – катенарные выдержки из третьего типа катен, так называемых Collectio Coisliniana (отредактированные фрагменты «Вопросов» Феодорита с фрагментами антиохийских экзегетов). В настоящее время первые два типа по классификации Каро-Лицмана принято объединять. Все рукописи этого типа отражают первичную традицию катен, т.е. напрямую восходят к архетипу VI в. II. Третий тип содержится почти в 30 рукописях и представляет собой вторичную традицию (список и стемму кодексов).

 



 
PR-CY.ru