КАТЕНЫ - Страница 19

Согласно каталогу Каро и Лицмана, греческие катены на Книгу Иова делятся на два типа. Данная классификация с некоторыми модификациями остаётся общепринятой до сих пор. I. Первый тип представлен примерно 60 рукописями, самыми древними из них являются кодексы VIII, VII–VIII и VII–IX вв. Их текст имеет структуру маргинальной катены, аналогичную той, которую, вероятнее всего, имел оригинальный экземпляр первой катены на Книгу Иова. Начиная с X в. помимо маргинальных появляются широкие катены на Книгу Иова (маргинальные катены полностью исчезают в XV в.). У. и Д. Хагедорн доказали, что в большинстве рукописей этого первого типа отражена не первичная, а третья редакция катены (обозначается греческой заглавной буквой Γ), образованная в результате переделки двух катен-предшественниц: оригинала и второй редакции. Первая катена предположительно была составлена в VI в., что следует из датировки самых поздних используемых в ней источников: комментария Олимпиодора на Книгу Иова (первая половина VI в.) и «Против прибавлений Юлиана» Севира Антиохийского (между 520 и 526 гг.). Часть текста первой катены сохранилась в рукописи XIII в. Вторая редакция, зависящая от первой катены, в чистом виде не сохранилась, но вошла в состав большинства рукописей катены Γ (третьей редакции). Основными авторами в ней выступают Олимпиодор (785 фрагментов из 2492), Полихроний Апамейский (413), Иоанн Златоуст (217), Дидим Слепец (190) и Ориген (173). Рукопись XI в., относимую Каро и Лицманом к первому типу, а по мнению У. Бертини, составляющую отдельный тип (промежуточный между первым и вторым), У. и Д. Хагедорн рассматривают как отдельный вариант катены Γ. Основной экзегетический материал данной рукописи составляют отрывки из комментариев Иоанна Златоуста и Олимпиодора, дополненные фрагментами сочинений Афанасия Александрийского, Исидора Пелусиота, Василия Селевкийского, Кирилла Иерусалимского, Григория Чудотворца и др. II. «Катена Никиты Ираклийского» сохранилась более чем в 35 кодексах. Она представляет собой переработку катены Γ, к которой составитель добавил материал более древней катенарной традиции, её следы исследователи распознают в первой и второй катенах. Краткие фрагменты катены Никиты Ираклийского соединены после каждого стиха в группы, создавая впечатление одного большого отрывка. Такими же группами расположены обширные фрагменты, имеющие разное происхождение. Некоторые отрывки данной катены отсутствуют в других катенах на Книгу Иова. Исследователи полагают, что частично они заимствованы из прямой традиции (фрагменты Кирилла Александрийского, Исидора Пелусиота, Дионисия Александрийского, Нила Анкирского, Ефрема Сирина и др.), частично восходят к какому-то неидентифицированному источнику.

 



 
PR-CY.ru