КАТЕНЫ - Страница 10

Начиная с XII в. преобладающей формой передачи латинских катен становятся glossae ordinariae (общепринятые глоссы), основанные, главным образом, на сочинениях латинских авторов. В литературных традициях негреческого Востока более позднего происхождения (IX–XIV вв.) катены, как правило, сильно зависят от греческих источников. Более всего национальный элемент заметен в сирийских и армянских катенах. Ж. Дориваль в 1975 г. высказал гипотезу, согласно которой Прокопий Газский не был создателем жанра катен, а заимствовал его у неизвестного автора V в., жившего в Кесарии Палестинской и составившего так называемую Первую палестинскую катену на псалмы. По мнению Ж. Дориваля, хронологическая очерёдность появления катен должна была соответствовать не порядку книг в Библии, а их значимости в ранней церкви, поэтому тот факт, что Прокопий не занимался комментированием Псалтири и книг Нового Завета, будто бы свидетельствует о том, что он не был основателем жанра катен. Впоследствии Ж. Дориваль отказался от своей гипотезы, признав, что из сохранившихся катен наиболее древними являются компиляции Прокопия Газского. Спорным для исследователей остаётся вопрос о существовании более древней катены-источника. Они считают общепризнанным, что при составлении «Эпитомы» на Восьмикнижие и Книги Царств Прокопий использовал уже существующую катену. По мнению Ф. Пети, эту катену, состоящую из фрагментов комментариев гомилий довольно большого числа авторов, составил не сам Прокопий; он лишь дополнил её новым материалом. П. Нотен полагает, что сохранившиеся к настоящему времени катены на Восьмикнижие зависят от той утерянной катены, которая была составлена до Прокопия и служила ему источником. По предположению М. Фаульхабера, «Эпитома» Прокопия на Песни Песней зависит от какой-то ранней катены первой половины V в., также послужившей источником так называемой катены Псевдо-Евсевия. Такая ранняя датировка, допускающая, что Прокопий не был основателем жанра катены, строится на предположении о раннем происхождении так называемых катен двух авторов, на которые похожи первые катены на Песни Песней, а также на том факте, что в более поздних катенах не цитируются авторы, жившие позже 450 г. В настоящее время гипотеза М. Фаульхабера подвергается критике. Ж. Дориваль приводит ряд серьёзных аргументов в пользу того, что настоящие катены двух авторов возникли довольно поздно, время жизни цитируемых авторов не всегда может служить точным указанием на время составления катены. Так, Прокопий Газский умер примерно спустя 70 лет после предполагаемого появления катены, о которой говорит М. Фаульхабер, и вполне мог ограничиваться использованием материала ранних авторов. Ж. Дориваль считает, что в основе как «Эпитомы» Прокопия на Песни Песней, так и «катены Псевдо-Евсевия» лежит утерянная катена, составленная в начале VI в. самим Прокопием.

 



 
PR-CY.ru