КАТЕНЫ - Страница 12

Катена на Книгу Иова формировалась вокруг выдержек из «Комментария на Иова» Иоанна Златоуста. Фрагменты из гомилий того же автора лежат в основе большинства катен на книги Нового Завета: Евангелия от Матфея, от Иоанна, «Деяния святых апостолов» и Послания апостола Павла. Более сложным являлся процесс формирования греческих катен на Псалтирь, книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста и отдельных катен на Евангелия. Для той или иной книги принято выделять несколько типов катен в зависимости от состава использованных в катене источников. Один тип может быть основой другого или выступать изолированно от прочих типов. Так, некоторые катены на псалмы составлены на основе комментария Феодорита Кирского на псалмы. Однако большинство остальных катен на эту книгу содержат фрагменты толкований многих авторов, среди которых, как правило, присутствуют шесть: Ориген, Евсевий Кесарийский, Василий Великий, Астерий Софист, Дидим Слепец и Феодорит Кирский. Фрагменты сочинений этих писателей, как полагают исследователи, лежали в основе древнейшего (палестинского) типа катен на псалмы. Зависящие от него типы могли образоваться тремя способами: путём сокращения числа фрагментов (как это имеет место в катенах Прокопия Газского); путём дополнения новых фрагментов других авторов; сочетанием сокращения и дополнения. Третий способ исследователи признают наиболее распространённым. Составители катен, с одной стороны, могли сокращать выдержки, приводить их не дословно, а в виде пересказа; с другой стороны, место, освободившееся в результате подобной редактуры, могло заполняться фрагментами из сочинений других авторов (для Псалтири – Афанасия Александрийского, Феодора Мопсуестийского, Иоанна Златоуста). Подавляющее большинство греческих катен являются анонимными, вследствие чего дату их составления исследователи определяют лишь приблизительно. Кроме Прокопия Газского в греческой традиции исследователям известны имена лишь трёх лиц, которые определённо были оригинальными составителями катен: Ираклийского митрополита Никиты (ум. после 1117 г.), Константинопольского патриарха Николая IV Музалона (ум. в 1154 г.) и Филадельфийского митрополита Макария Хрисокефала (1336–1382 гг.). Относительно авторства других компиляторов у исследователей существуют сомнения. Им известно, что Лев Патрикий (конец IX – начало X вв.), политический деятель времён императора Льва VI (886–912 гг.), пытался составить катены на книгу Бытие и Книгу Иова, однако его труд не сохранился. Его экзегетическая деятельность была минимальна: он лишь сократил основную форму катены на Евангелия от Матфея и от Иоанна, не внеся ничего оригинального. Комментарии Олимпиодора Александрийского (на Книгу Иова), Икумения (на книгу «Деяния святых апостолов», соборные Послания и Послания апостола Павла), Андрея Кесарийского и Арефы Кесарийского (на Откровение) являются компиляциями, составленными на основе катен, и не могут считаться катенами в собственном смысле слова.

 



 
PR-CY.ru