КАТЕНЫ - Страница 13

Время жизни и деятельности других компиляторов – Петра Лаодикийского (компилятивные комментарии на Псалтирь и Евангелия), Филофея (на книги малых пророков) – исследователи определить не могут. Остаётся не выяснен вклад Иоанна Друнгария (вторая половина VII – начало VIII вв.) в составление катен на книги великих пророков: является ли он автором катены или только предисловия к ней. Некий Андрей Пресвитер, имя которого встречается в рукописях, содержащих ряд катен на Книгу пророка Исаии, «Деяния святых апостолов» и соборные Послания, является, как полагают исследователи, их переписчиком, а не составителем. Основными читателями и составителями катен были люди образованные, этот жанр воспринимался как своего рода энциклопедия знаний о Священном Писании. Исследователи не исключают, что катены занимали важное место в системе духовного образования Византийской империи. Так, бoльшая часть катен Никиты Ираклийского была составлена в тот период его жизни, когда он в качестве дидаскала преподавал в патриаршей школе Константинополя. Характерной особенностью ранних греческих катен является отсутствие доктринального ценза цитируемых авторов. Довольно редко встречаются катены, в которых сознательно опущены выдержки из сочинений осуждённых церковью еретиков или неправомыслящих комментаторов: Оригена, Евсевия Кесарийского, Астерия Софиста, Аполлинария Лаодикийского, Феодора Мопсуестийского, Севира Антиохийского и др. Только православные авторы цитируются в более поздних катенах Никиты Ираклийского. В отдельных катенах «святейшим отцом нашим» мог называться не только Иоанн Златоуст, но и Севир Антиохийский. Составители греческих катен, как полагают исследователи, не отдавали предпочтения какой-либо из экзегетических традиций (александрийской или антиохийской), приводя мнения экзегетов как одного, так и другого направления, руководствуясь лишь желанием объединить толкования как можно большего числа авторитетных комментаторов. Отрывки из сочинений некоторых авторов встречаются в катенах очень редко: один или два раза и, как правило, когда комментируется стих Священного Писания, на который часто ссылались в догматических спорах. Помимо христианских экзегетов часть катены включают фрагменты из произведений нехристианских авторов: Филона Александрийского (иногда под леммой «епископа Филона») и Иосифа Флавия. Имена авторов толкований, которые приводятся в катенах в форме родительного падежа (Евсевия, Феодора), принято называть леммами. Очень редко, главным образом, в самых древних рукописях, леммы написаны полностью, без сокращений. В подавляющем большинстве случаев леммы представляют собой сокращения из двух–четырёх букв, что затрудняет исследователям определение авторства тех или иных отрывков.

 



 
PR-CY.ru