ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 20

Материей таинства у схоластов однозначно называется оливковое масло, название которого стало видовым обозначением масла. Согласно Фоме Аквинскому, вино, которое смешал милосердный самарянин с елеем, относится по своим свойствам к таинству покаяния. Если в какой-то местности нет оливкового масла, то умирание может совершиться без этого таинства, поскольку совершение елеосвящения не является условием спасения. Формой таинства называется молитва, хотя признаётся отсутствие единообразной формулы (Альберт Великий, Бонавентура). Подателем таинства называется пресвитер. Действие таинства, согласно Гуго Сен-Викторскому и Петру Ломбардскому, заключается в отпущении грехов и исцелении немощей тела. Альберт Великий и Фома Аквинский говорят о приготовлении к небесной славе и направленности таинства против следствий смертного и личных грехов, против греховной слабости. Вместе с покаянием и виатиком оно открывает путь к небесной церкви. Бонавентура и Иоанн Дунс Скот называют елеосвящение царским помазанием, необходимым для отпущения повседневных грехов перед смертью, когда человек уже не может больше грешить. Елеосвящение завершает исцеление, начатое в покаянии, и освобождает от временной кары за грехи. Относительно принимающего таинство елеосвящения для всех схоластов была важна его близость к смерти (поэтому Альберт Великий запрещал участвовать в этом таинстве детям). Возможность повторения таинства схоластами оценивается по-разному: Пётр Достопочтенный и Гуго Сен-Викторский считали возможным совершать таинство многократно. Альберт Великий, епископ Мандский Вильгельм Дуранд и Римские «Ритуалы» того времени говорят о совершении елеосвящения раз в год в той же болезни. По мнению Фомы Аквинского и Бонавентуры, если та же болезнь приводит в состояние, близкое к смерти, таинство можно повторять. В то же время епископ Шартрский Иво настаивал на том, что совершать это таинство возможно только однажды. Итог спорам схоластов подвёл Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439 гг.). Согласно принятому Собором «Декрету об армянах», елеосвящение является пятым таинством, а его материей – оливковое масло, освящённое епископом. Таинство преподаётся только больным, жизнь которых находится в серьёзной опасности. Указываются семь мест для помазания и формула: «...Per istam sanctam unctionem...» («...через это святое помазание...»). Таинство исцеляет душу, исцеление же тела совершается настолько, насколько полезно. Хотя течения, отрицающие сакраментальный характер елеосвящения, появились на Западе ещё в Средние века (катары, вальденсы, виклефиане, гуситы), наиболее веские аргументы в поддержку этой точки зрения были представлены только Мартином Лютером, который считал Послание апостола Иакова неканоническим. В протестантизме елеосвящение признаётся необязательным для спасения, несмотря на то что чин посещения больных (иногда с совершением елеосвящения) в некоторых общинах сохраняется. Тридентский собор провозгласил идентичность таинства елеосвящения с тем, что описано в Послании апостола Иакова (в отличие от протестантов, которые учат, что в Послании говорится о временном благодатном даре апостольской эпохи). Согласно Собору, елеосвящение установлено Христом, предвозвещено в Мк. 6:13 и чудесах Христовых и провозглашено в Иак. 5:14–15.

 



 
PR-CY.ru