ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование; греч. букв. – молитвомаслие (святой елей) – одно из семи церковных таинств, в котором при помазании тела больного специально освящённым елеем на него призывается благодать Божья, исцеляющая от телесных и душевных болезней и грехов. По словам Симеона Фессалоникийского (Солунского; ум. в 1429 г.), елей в елеосвящении «есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божью и умилостивлять Его». В греческих богослужебных книгах чин елеосвящения обычно имеет заглавие «Последование святого елея» или «Последование молитвомаслия»; в греческих православных Катехизисах, Исповеданиях веры и пособиях по догматике таинство елеосвящения помимо этих может носить названия «елеопомазание», «помазание елеем», «освящение елея», «таинство больных» и др. (например, «седмипопие» – в «Исповедании веры» 1277 г. патриарха Иоанна XI Векка). В славянских богослужебных книгах чин таинства елеосвящения называется «Последование святого елея» (в рукописях часто – «Маслосвящение» или «(О)священие масла»); обычное наименование таинства в догматических руководствах – «Елеосвящение». В просторечии елеосвящение часто называют «соборованием» (выражение «собороваться маслом» встречается и в древнерусских источниках), поскольку елеосвящение совершается несколькими пресвитерами (собором), в идеальном случае – семью. Термин «елеопомазание» в современной русской практике принято относить только к помазанию елеем на праздничной утрене, не являющемуся таинством и не связанному с елеосвящением. В латинской традиции к елеосвящению прилагаются такие названия, как «oleum» («масло»), «unctio» («помазание»), «oleum unctionis» («масло помазания»), «unctio olei sacrati» («помазание освященным маслом»), «unctio infirmorum» («помазание больных»). Начиная с XIII в. широко распространены такие названия, как «extrema unctio» («последнее помазание»), «sacramentum exeuntium», «sacramentum moribundorum», «unctio egredientium» («таинство/помазание умирающих»). Православные богословы отвергают эти поздние наименования, поскольку они отражают представление о елеосвящении как об исключительно предсмертном таинстве, что противоречит его первоначальному смыслу. Основанием для совершения елеосвящения служат слова из Евангелия от Марка о том, что ученики Христа «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13), и слова из Послания апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15). Православные богословы, рассуждая о елеосвящении, опираются, главным образом, на Послание апостола Иакова как на ясное и определённое свидетельство об этом таинстве, содержащее указания на его вещество, на его видимую и невидимую стороны и на установление его Самим Господом («во имя Господне»).

 



 
PR-CY.ru