ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 11

Однако соединение отдельных чтений с соответствующими молитвами происходит не сразу: так, оно засвидетельствовано среди одних греческих рукописей XIV в., но ещё не отражено в других. Другим важным изменением становится постепенное переосмысление елеосвящения: акцент в чинопоследовании начинает ставиться, скорее, на покаянии, чем на молении о больном (см., например, «Евхологий» XIII в.). Этим обусловлено возникновение обычая совершать елеосвящение не только над болящими, но и над здоровыми людьми (чему, впрочем, исследователи находят оправдание и в древнейших рукописях, предписывающих помазывать освящённым елеем не только болящего, но и его домашних), причём совершение елеосвящения над здоровыми стало пониматься как особенно действенный покаянный чин, разрешающий от грехов и подготавливающий верных к таинству причащения (об этом свидетельствует, например, Симеон Фессалоникийский), в связи с чем, как полагают исследователи, была со временем установлена практика совершения елеосвящения во время Страстной седмицы. Подобный чин, состоящий из предварительного моления о болящем, молитвы освящения елея, цикла из семи Апостолов, Евангелий и молитв и заключительной части, постепенно стал общепринятым в греческой, славянской, грузинской, арабской православной традициях. Тем не менее, единообразие последование елеосвящения приобрело лишь в эпоху книгопечатания – сначала в греческом «Евхологии», затем в правившихся по его образцу славянских, грузинских и арабских изданиях. Это единообразие последование елеосвящение сохраняет до настоящего времени. Согласно современным общепринятым изданиям православных богослужебных книг, чинопоследование елеосвящения открывается молебным пением о болящем (его состав: обычное начало, Пс. 142, малая ектения, аллилуиарий шестого гласа и обычные покаянные тропари того же гласа, Пс. 50, канон елеосвящения авторства святителя Арсения (канон сопровождается собственными седальнами, кондаком и эксапостиларием и пением «Достойно есть» после девятой песни), стихиры елеосвящения четвёртого гласа, Трисвятое с обычными молитвословиями и после «Отче наш» – тропарь о болящем), которое является отражением древней практики совершения накануне елеосвящения паннихис и утрени с особыми песнопениями. После тропаря сразу совершается освящение елея, включающее мирную ектению с особыми прошениями, молитву и ряд небольших песнопений (тропарь о болящем, кондаки Недель о слепом и о расслабленном, тропарь и кондак апостола Иакова, брата Господня, кондак Николая Мирликийского, тропари Димитрия Солунского, великомученика Пантелеимона и св. бессребреников, кондак апостола Иоанна Богослова и богородичен). Молебное пение о болящем из современного чина елеосвящения предваряется рубрикой, предписывающей совершать чин семью священникам в церкви или на дому.

 



 
PR-CY.ru