ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 19

Чин завершается тремя молитвами: «Domine Deus...» («Господи, Боже...»), «Respice...» («Внемли...»), «Domine Sancte...» («Господи Святе...»). Этот чин просуществовал в католической церкви до 1972 г. (в 1925 г. молитва помазания головы была заменена возложением рук). После второго Ватиканского собора и реформы чина 1972 г. таинство елеосвящения в католической церкви совершается в трёх вариантах: в храме вне мессы, во время мессы, в госпитале или другом учреждении. Вне и во время мессы помазанию предшествуют начальные обряды (включающие окропление водой, покаянный обряд и начальную молитву), литургия Слова, чин помазания, причащение, заключительные обряды (благословение и отпуст). Собственно чин помазания состоит из литании, возложения рук, молитвы над елеем, помазания, молитвы после помазания (если вне мессы, вместо неё читается «Отче наш»). Помазываются лоб и руки болящего с произнесением формулы: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа, и, избавив тебя от грехов, да спасёт тебя и милостиво облегчит твои страдания»; при помазании рук говорится: «Да спасёт и восставит тебя Господь, освободивший тебя от грехов» (в некоторых изданиях первая молитва делится на две части: первая читается при помазании лба, вторая, начиная со слов «и, избавив тебя от грехов», – при помазании рук). Кроме того, предлагается семь врачевальных молитв на выбор (две общие, молитвы в случае тяжёлой болезни, для стариков, перед хирургической операцией, для детей и молодёжи). В некоторых вариантах «Ритуала» есть чин условного помазания больных, который совершается в том случае, если священник не уверен, жив ли больной. Схоластическое учение о елеосвящении тесно связывает это таинство с приготовлением к смерти. Уже Гуго Сен-Викторский (XII в.) называл елеосвящение таинством больных, отмечая, однако, при этом, что исцеление происходит не всегда, и потому в рассуждениях о елеосвящении основной акцент должен быть поставлен на отпущении грехов и облегчении страданий. Вильгельм Овернский (XIII в.), Альберт Великий (XIII в.), Фома Аквинский (XIII в.), Бонавентура (XIII в.), Иоанн Дунс Скот (XIII в.) и другие рассматривают елеосвящение как предсмертное таинство. В связи с этим начиная с конца XII – XIII вв. на Западе за елеосвящением закрепляются названия «Последнее помазание» («Extrema unctio») и «Таинство умирающих» («Sacramentum exeuntium»). В схоластическом богословии возникает традиция противопоставлять «таинства жизни» (крещение, евхаристию, конфирмацию) «таинствам смерти» (покаянию, последнему причащению, последнему помазанию). Таким образом в качестве «последнего помазания» елеосвящение включается в число семи таинств. В вопросе об установлении таинства ряд богословов-схоластов склонялись к тому, чтобы считать его установленным апостолами после Сошествия Святого Духа (Гуго Сен-Викторский, Пётр Ломбардский, Бонавентура), – иногда с уточнением, что в Мк. 6:13 оно уже предвозвещается. Однако, по мнению Альберта Великого, таинство установил Сам Христос, а апостол Иаков провозгласил его и заповедал совершать. Фома Аквинский, отмечая отсутствие в Евангелиях свидетельств об установлении таинства Христом и объясняя это не только тем, что в Евангелиях записаны не все слова Христа, а лишь необходимые для спасения, но и тем, что для Христа, не имевшего грехов, это таинство было не нужно, склоняется, тем не менее, к позиции Альберта Великого.

 



 
PR-CY.ru