ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 21

Собор называет елеосвящение «Последнее помазание» и «Помазание больных». «Отдалённой» материей является освящённое масло. Освящение обязательно совершается епископом (пресвитерам запрещено это делать декретами 1611 и 1842 гг.; только униатским священникам в соответствии с их местной практикой дозволено освящать елей для таинства). «Ближней» материей объявляется помазание освящённым маслом пяти органов чувств (в случае необходимости достаточно одного помазания). Наибольшие споры при формулировании соборного решения вызвал вопрос о том, как конкретные слова молитвы помазания соотносятся с «молитвой веры», указанной в Послании апостола Иакова (должна ли молитва формулироваться в виде прошения или утверждения). Формой молитвы была признана молитва «Per istam sanctam unctionem...» («Через это святое помазание...»), которая могла иметь полную и краткую формы. Несмотря на тенденцию к унификации, на практике в посттридентскую эпоху количество и места помазаний отличались в разных диоцезах. Ординарным совершителем елеосвящения является пресвитер (таинство может совершаться несколькими пресвитерами, но в случае необходимости достаточно одного). Принимающий таинство должен «находиться в состоянии благодати» (быть крещёным, иметь конфирмацию, исповедаться). Елеосвящение может совершаться не только над умирающими и больными, которым грозит смерть, но и над стариками (учение отражено в посттридентском Римском «Ритуале»). Таинство елеосвящения завершает покаяние, но поскольку вся жизнь христианина является покаянием, то оно служит и завершением его жизни. Действие таинства заключается как в отпущении грехов, так и в восстановлении здравия тела. Таинство укрепляет душу и избавляет от временного наказания за грехи. Восстановление телесного здравия является дополнительным и случайным эффектом, который подается, когда физическое исцеление служит высшему благу человека. Главным является приготовление к небесной славе. Не следует пренебрегать таинством. В случае бессознательного состояния умирающего елеосвящение служит необходимым средством спасения. Повторение таинства возможно в той же болезни при опасности смерти. При подготовке второго Ватиканского собора некоторые епископы подняли вопрос о повторном или более частом совершении таинства елеосвящения. В результате обсуждения наименование таинства «Помазание больных» было признано более удачным, поскольку «Последнее помазание» не может повторяться. Это решение нашло отражение в соборной конституции «Sacrosanctum concilium» (1963 г.). Однако условием совершения таинства осталось состояние близкой смерти по причине болезни или старости. Собор санкционировал разработку нового чина помазания больных, отдельного от чина посещения больных и виатика. Новый чин был введён Апостольской конституцией папы Павла VI «Sacram Unctionem infirmorum» (30 ноября 1972 г.). Согласно новому «Катехизису» католической церкви, в таинстве елеосвящения подаётся благодать укрепления перед трудностями болезни и совершается единение со Страстями Христовыми. Таинство восполняет в христианине недостаток Страстей Христовых (ср.: Кол. 1:24; Рим. 8:19–21). Оно носит литургический и общинный характер и содействует благу народа Божия. Служит подготовкой к последнему переходу. Принимающий таинство должен иметь серьёзную болезнь или физическую немощь. Таинство может совершаться перед хирургической операцией и в старости, когда нет сил для совершения дел славы и благодати.

 



 
PR-CY.ru