ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 12

Для совершения чина приготавливается столик, на него поставляется блюдо с пшеницей, в которую устанавливаются семь кисточек для помазания и лампада («кандило») для елея, а также полагается Евангелие. Священникам, облачённым в фелони, раздаются свечи, и молебное пение начинается с каждения всего храма или дома. Молитва освящения елея предваряется рубрикой о смешении елея с водой или вином. Вслед за молебным пением и освящением елея начинается наиболее пространная часть елеосвящения – цикл, состоящий из семи разделов, каждый из которых включает прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, сокращённую сугубую ектению, молитву и помазание с молитвой (современные издания указывают чтения из Апостола в чине елеосвящения). Первая из семи молитв в действительности представляет собой контаминацию трёх различных молитв: первая (составляющая в современном тексте молитвы её краткую начальную часть, конец которой отмечен даже в современных изданиях) некогда была самостоятельной молитвой на освящение елея для болящих, две другие – молитвами на освящение елея во время таинства крещения (и поэтому в них говорится об очищении водой и Духом и о пакирождении, что соотносится с богословским аспектом таинства крещения, а не елеосвящения). Вторая из семи молитв также составлена из двух различных молитв, контрастных по своему содержанию: первая часть. связана с приношением елея, в ней призывается «дар исцеления и оставление грехов», а вторая часть полностью посвящена покаянию. Составными являются и третья и четвёртая из семи молитв чина елеосвящения согласно принятой ныне редакции (эти молитвы наряду с молитвами на освящение елея и при помазании являются наиболее древними в чине елеосвящения и известны уже рукописям X в., тогда как прочие пять молитв седмеричного цикла засвидетельствованы только в более поздних памятниках). Третья молитва имеет вставную центральную часть, которая в древнейших рукописях бытовала в качестве отдельной молитвы на освящение елея; остальной текст молитвы с древности и до сих пор является самой распространённой молитвой, читаемой над болящими, и в современных изданиях входит также в состав последования молебного пения о недужных. Четвёртая из семи молитв представляет собой пример наиболее искусного соединения двух молитв (одна из которых изначально предназначалась для чтения над болящим, а другая – над елеем) в одну. Прочие три молитвы из седмеричного цикла являются цельными текстами и посвящены, в первую очередь, покаянию, причём моление о болящих содержится лишь в первой из них (пятый в седмеричном цикле), тогда как в двух других эта тема лишь кратко упомянута, и по содержанию они обе являются разрешительными молитвами над кающимися. Молитва повторяется при каждом помазании; у болящего помазываются крестообразно лоб, ноздри, щёки, уста, грудь, кисти рук с обеих сторон. Семь зажжённых свечей тушатся поочёредно по мере прочтения Евангелий и совершения помазаний. Завершением чина елеосвящения служит молитва, во время которой на голову болящего возлагается раскрытое Евангелие (письменами вниз), символизирующее десницу Христову.

 



 
PR-CY.ru