ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 17

В латинских литургических рукописях VII–IX вв. («Сакраментарии Григория» и др.) встречаются чины освящения елея для больных в Великий четверг. Ранний вариант формулы благословения елея (начало: «Emitte...» – «Посли...») встречается в «Сакраментарии Геласия». Сам обряд помазания представлен тремя типами. В древнейшем, зафиксированном в конце VIII в., каждое помазание сопровождается особой формулой. Обычно помазываются пять органов чувств. Второй тип впервые встречается в «Сакраментарии Родрада» (после 853 г.) и начинается с окропления св. водой болящего и его дома при пении антифонов. Далее читается молитва «Domine Deus qui per apostolorum...» («Господи Боже, Кто чрез апостолов...»). Болящий преклоняет колени, на него возлагают руки пресвитеры с чтением двух молитв и пением двух антифонов. Затем совершаются крестообразные помазания (от пяти и больше, включая помазание больного места) с формулой «Ungo te oleo sanctificato...» («Я помазываю тебя освящённым елеем...»). В заключение читаются две молитвы и благословение, больному преподается причащение. Обряд повторяется в течение семи дней при необходимости. Долгое время первым подробным описанием таинства елеосвящения на Западе считался «Капитулярий» Теодульфа Орлеанского (VIII в.). Протестантские историки доказывали, что Теодульф первым придал обряду помазания елеем статус таинства. Однако сейчас его авторство оспаривается, а чин, описанный в «Капитулярии», историки относят к концу X – XI вв. В «Капитулярии» елеосвящение ставится в один ряд с покаянием и виатиком (см. ст. Viaticum). Если позволяет болезнь, болящего моют, облачают в белые одежды и приносят в церковь. Приносятся также крест и освящённая вода, в которую вливается освящённый елей. С пением антифонов пресвитер окропляет болящего св. водой. Затем на голову и грудь болящего в форме креста полагается освящённый пепел, читается семь покаянных псалмов. Если болящий в состоянии, он преклоняет колени и голову. После литании читается молитва помазания, и при пении антифонов совершается 15 крестообразных помазаний (автор памятника отмечает, что некоторые делают 20 помазаний, апостолы же делали всего три, но точно так же поступают греки, сохраняющие апостольский чин и возливающие елей крестообразно трижды на болящего). После помазания читаются молитва «Отче наш» и Символ веры, а затем больной причащается. Обряд определённо предназначен для готовящихся к смерти. Третий тип чина елеосвящения появился в Клюни в конце X в. В XIII в. он попал в Римский Понтификал. Для него характерны значительное упрощение чина в целом и использование просительных молитвенных формул. С XI в. обряд помазания обычно соединяется с чином посещения больных, виатиком и чином «отдания души», причём во францисканских книгах последнее причащение перемещается на первое место, а елеосвящение начинает совершаться после него – именно такой порядок сохранялся в католической церкви до реформ второго Ватиканского собора. Особые формулы благословения елея и помазания больных исследователи встречают в галло-испанских литургических рукописях («Liber Ordinum», «Миссал из Боббио» и др.). Целый ряд латинских канонических документов содержит регламентацию чина елеосвящения.

 



 
PR-CY.ru