ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, соборование - Страница 10

Само последование елеосвящения содержит целый ряд молитв, включающий молитвы на освящение елея и возжжение фитилей до начала литургии, перемежаемые антифонами, и молитвы при гашении фитилей, помазании и возложении рук каждым из священников по очереди на голову болящего в конце литургии; в «Евхологии» указаны также особые чтения на литургии («Евхологий» содержит и достаточно своеобразное указание о совершении литургии семью священниками одновременно в разных храмах) и евангельское зачало, которое должно прочитываться в доме болящего после помазания. В ряде рукописей приводятся те песнопения, которые должны были исполняться за вечерней, паннихис и утреней накануне совершения елеосвящения. Наиболее крупное и известное исследователям из них – канон четвёртого гласа, составленный гимнографом Арсением; как полагают исследователи, Арсением Керкирским (ум. около 953 г.) и имеющий акростих «Арсениева песнь молитвы елея»; первый ирмос канона. Кроме этого канона, по мнению исследователей, в последование могли включаться и иные каноны о болящих, а также канон св. бессребреникам. Сходную картину исследователи наблюдают и в древнейших славянских рукописях. Так, в «Синаском глаголическом Евхологии» (X–XI вв.) приведено 50 молитв над болящими, не объединённых в особое последование, среди которых многие имеют различные уточняющие надписания (о болящих тем или иным недугом и проч.) и лишь одна – славянский перевод молитвы, которая названа молитвой над елеем для болящих. В «Варлаама Хутынского Служебнике» (Исторический музей, начало XIII в.) приведены четыре молитвы над болящими, первая из которых представляет собой славянский перевод молитвы, и т.д. Среди древнерусских Служебников XIV в. исследователи находят два основных типа чина елеосвящения: «по уставу иерусалимскому» и не имеющий специальной атрибуции. Чин елеосвящения «по уставу иерусалимскому» предполагает совершение накануне елеосвящения вечерни, паннихис (или «агрипнии») и утрени с особыми песнопениями о болящих; освящение елея (с чтением ряда молитв и отрывков из «Апостола» и Евангелия) происходит во время литургии, между мирной ектенией и первым антифоном; помазание совершается после литургии. Иной чин елеосвящения, согласно Служебникам XIV в., представляет собой уже самостоятельное последование, не связанное с литургией. В греческих рукописях чинопоследование елеосвящения становится самостоятельным чином, который может совершаться в любое время и в любом месте независимо от литургии и служб суточного круга, около XIII в. После выделения елеосвящения в самостоятельное чинопоследование его состав постепенно устанавливается; в этот период цикл из семи помазаний объединяется с циклом из семи апостольских и евангельских чтений (в рукописях представлено около 20 вариантов состава апостольских и евангельских чтений елеосвящения, при этом содержание новозаветных чтений обычно не имеет специальной связи с текстом расположенной вслед за каждыми Апостолом и Евангелием молитвы), сопровождаемых семью различными молитвами (помимо молитвы над елеем, которая читается до цикла из семи Апостолов, Евангелий и молитв, и молитвы, которая повторяется после каждой из семи различных молитв), могла пополняться именами многочисленных святых (по мнению исследователей,  по причине её удлинения ряд рукописей предписывает читать её до помазания, указывая самые различные формулы для произнесения во время самого помазания).

 



 
PR-CY.ru