ДУХОВЕНСТВО - Страница 11

Но церковной истории известны отступления от этой нормы, и даже весьма значительные: имели место случаи поставления в епископы лиц, не достигших 20 лет. О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонических правилах также ничего не говорится. 123-я новелла Юстиниана, включённая в сокращении в Номоканон, дозволяет ставить в чтецы восьмилетних детей. А Феодор Вальсамон в толковании на соответствующую главу Номоканона пишет о том, что иногда в чтецы ставили и трёхлетних младенцев. В синодальный период канонический возрастной ценз применялся только по отношению к ставленникам, не имеющим школьного духовного образования, выпускники же духовных школ поставлялись до достижения канонического возраста при отсутствии иных канонических препятствий. По ныне действующему уставу РПЦ в диаконы и пресвитеры можно посвящать после достижения гражданского совершеннолетия (т.е. в 18 лет), а кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет. Аналогичные положения содержались и в предыдущем уставе 1988 г. Физические недостатки и недуги сами по себе не могут служить препятствием к посвящению. Препятствием являются лишь те телесные недостатки, которые затрудняют совершение служения. Согласно 77 Апостольскому правилу, «аще кто лишён ока, или в ногах повреждён, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна». А в 78 Апостольском правиле говорится: «Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернён был, но да не будет препятствия в делах церковных». По тем же основаниям не следует поставлять в клирики безруких, безногих лиц. Совершенно недопустимо поставление эпилептиков и тех, кто страдает душевными болезнями. «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир». Что касается скопцов, то, согласно первому правилу первого Вселенского собора, «аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплён, таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити». По толкованию Иоанна Зонары, «оскопившим самого себя называется не только тот, кто собственными руками отсек этот член, но и тот, кто добровольно и без принуждения отдаёт себя другому на оскопление». Каноническое право Римско-католической церкви расширительно толкует условия рукоположения, связанные с телесными недостатками, запрещая посвящать горбатых, хромых, карликов, лишённых левого глаза (так называемого канонического глаза – oculus canonicus), а также указательного пальца правой руки. Препятствия духовного характера подразделяются, в свою очередь, на те, которые связаны либо с недостатками веры у ставленника, либо с его нравственными пороками, либо, наконец, с отсутствием необходимых знаний. Вера кандидата священства должна быть строго православной, глубокой, твёрдой, деятельной. О недостатке твёрдости в вере свидетельствуют случавшиеся отпадения от церкви. Поэтому в правиле 10 первого Вселенского собора говорится: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».

 



 
PR-CY.ru