ДУХОВЕНСТВО - Страница 12

По толкованию Иоанна Зонары, «не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Таин, разве только при смерти». В настоящее время, естественно, было бы неразумно рассматривать как вероотступника в прошлом человека, который, будучи крещённым в детстве, религиозного воспитания не получил и до своего сознательного обращения жил вне церковного общения. Тщательному рассмотрению подлежат те кандидаты, которые обратились в православие из ереси или раскола. Недостаток веры естественно предполагать и в тех, кто обратился к ней в исключительных обстоятельствах, например, из-за страха смерти в случае тяжкой болезни, – в «клиниках». Однако в данном случае речь идёт не о безусловном запрете рукоположения. По 12 Неокессарийскому правилу, «аще кто в болезни просвещён крещением, то не может произведён быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных». Поскольку такое крещение обычно было обливательным, в наше время среди малообразованных христиан возникло превратное представление, что уже сам обливательный способ крещения является препятствием к посвящению. Совершенно иная мотивировка препятствия, усматриваемого для посвящения кандидатов, крещённых при подобных обстоятельствах, сформулирована в этом правиле. Кроме того, в настоящее время, когда крещение и детей, и взрослых совершается при самых разных обстоятельствах, буквальное соблюдение данной нормы практически невозможно. Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращённых – неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот «не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). Согласно 80 Апостольскому правилу, «от языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо ещё не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божьей сие устроится». Согласно второму правилу первого Вселенского собора, эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с третьим правилом Лаодикийского собора – на всё священство: «Недавно крещённых не подобает производити в чин священнический». Недостаток твёрдости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто «детей имеет верных» (Тит. 1:6). «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своём соделают православными христианами». Во всяком случае, согласно православным канонам, не следует рукополагать лиц, жёны или дети которых остаются вне ограды православной церкви. Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва, учит апостол Иаков (Иак. 2:17). Правило 12 Лаодикийского собора требует: «Епископов... поставляти на церковное начальство... таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову».

 



 
PR-CY.ru