ДУХОВЕНСТВО - Страница 15

Кандидатами священства не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики, актёры, содержатели игорных домов. Препятствия к священству имеются также у лиц, профессиональная деятельность которых связана с пролитием человеческой крови (палачи, медики) и даже животной крови (мясники, забойщики скота, профессиональные охотники). Духовные лица непременно должны иметь добрую репутацию, и не только у верных. По слову апостола Павла, «надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3:7). Иными словами, если кандидат священства хотя бы и несправедливо в общественном мнении приобрёл дурную репутацию, в этом нельзя не усматривать препятствия к рукоположению, по меньшей мере, для служения в той местности, где его несправедливо подозревают в совершении неблаговидных поступков. Все перечисленные выше препятствия к рукоположению, за исключением двух (отсутствие крещения и женский пол), не имеют безусловного значения. Поэтому в случае необходимости, вызываемой часто недостатком безукоризненных кандидатов священства, или ввиду выдающихся качеств кандидата, имеющего некое препятствие, законной церковной властью может быть допущена диспенсация. Не обо всех препятствиях к рукоположению того или иного лица может быть известно. Поэтому канонические правила предписывают подвергать ставленников предварительному испытанию: либо публично, в присутствии всей общины, либо тайно, через исповедь, которая совершается перед рукоположением. Для ставленнической исповеди назначаются особые духовники, которые свидетельствуют перед архиереем об отсутствии у кандидата канонических препятствий к священству. Если же после исповеди обнаружатся пороки, не открытые духовнику, то в зависимости от их тяжести рукоположенный подлежит либо извержению из сана, либо запрещению священнодействовать. О достоинстве кандидата священства свидетельствует и церковный народ. В чине хиротонии, прежде чем ввести ставленника в алтарь, иподиакон обращается к народу со словом «повелите». Народ же, в лице хора, пением «аксиос» свидетельствует достоинство рукоположенного, хотя в настоящее время это всего лишь литургический символ. Испытание ставленника на наличие у него знаний, необходимых для служения, производится либо архиереем, либо специально назначенным экзаменатором. Ставленник во епископа в чине наречения торжественно исповедует православные догматы, являя тем самым перед сонмом епископов, клириков и народом чистоту своей веры. Сакраментально лица, принадлежащие к одной и той же степени, равны между собой. Однако епископы, а также пресвитеры и диаконы могут различаться по объёму полномочий и месту, занимаемому в диптихах или перед престолом. Различие священнослужителей по этому признаку называется правительственной иерархией. Носители высшей епископской степени священства как члены правительственной иерархии могут иметь сан, или титул – папы, патриарха, католикоса, экзарха, примаса, митрополита, архиепископа.

 



 
PR-CY.ru