ДУХОВЕНСТВО - Страница 18

В правиле 24 Лаодикийского собора экзорцисты причисляются к «церковному чину», а согласно правилу 26 того же Собора, лицам, не поставленным епископом, запрещено совершать заклинания в церквах и частных домах. Огласительные заклинания стали со временем составной частью чинопоследования таинства крещения, совершаемого епископом или пресвитером. Поэтому со временем отпала необходимость в особом чине экзорцистов. На Востоке эта степень исчезла из жизни церкви. На Западе же она сохранилась, хотя и утратила связь с действиями, соответствующими названию. Появление чина чтеца (лектора) связано с чтением Священного Писания за богослужением. В первые века истории христианской церкви читать в храме могли все члены церкви – священнослужители и миряне, но впоследствии соответствующее служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Эти лица были подчинены диаконам и вошли в состав низшего клира. В конце II в. лектор – анагност становится должностным лицом в церкви. Разные авторы неодинаково отвечают на вопрос о том, было ли это связано с учреждением особой степени в иерархии церковнослужителей. Так, Василий Никанорович Мышцын, основываясь на том, что чтец формально поставлялся, а перед поставлением подвергался строгому испытанию, делал вывод о его принадлежности к клирикам. В Апостольском правиле 26 чтецы причисляются к клиру; чтецы упоминаются в правиле 10 Антиохийского и правиле 24 Лаодикийского соборов; правило 10 Сардикского собора требует, чтобы кандидаты епископства предварительно проходили служение чтеца, диакона и пресвитера. Чин певца на Западе не вошёл в иерархию клириков; тем не менее, на Востоке некоторое время певцы посвящались в свою степень и причислялись к клирикам. В апостольский век пение в христианском богослужении было общим, всенародным. Однако вскоре всенародное пение стало заменяться хоровым. И на Востоке, и на Западе хоровые певцы в церкви были, несомненно, мирянами. Вместе с тем кроме хоровых певцов в пении участвовали певцы, исполнявшие соло (попеременно с народом или хором). Большинство историков считают, что они причислялись к чтецам, а в первой половине IV в. отделились от них как особый чин. Псалмы в храме читались нараспев или пелись, поэтому те, кто читал или пел их, исполняли служение чтеца особого рода. Отделение певцов от чтецов в качестве особой степени зафиксировано правилом 15 Лаодикийского собора: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в Церкви». Очевидно, до издания этого правила на амвоне кроме посвящённых певцов-клириков могли петь и миряне. В правиле 24 Лаодикийского собора упоминаются певцы наряду с чтецами, а правило 23 того же Собора гласит: «Не должно чтецам и певцам орарь носити и тако читати и пети». Низшая из церковнослужительских степеней – остиарии, привратники. В первые три столетия христианской истории не было особой степени остиариев. Как на Западе, так и на Востоке обязанности привратников возлагались на мирян, а затем на иподиаконов (субдиаконов). На Востоке ещё в середине IV в. обязанности привратников исполняли иподиаконы: правило 22 Лаодикийского собора предписывает им «не оставляти» церковных дверей; в правиле 24 того же Собора уже говорится о привратниках как об особой степени церковного чина.

 



 
PR-CY.ru