ДУХОВЕНСТВО - Страница 19

Правила Лаодикийского собора представляют собой, в сущности, синопсис правил разновременных Соборов во Фригии, поэтому в них могут быть отражены разные стадии в истории становления церковных институтов. На Западе в IV в. остиариат приобретает значение клирикальной степени, а четвёртым Карфагенским собором (398 г.) был установлен порядок посвящения в остиарии. Помимо церковнослужительских степеней древняя церковь знала и такие должности, с которыми хотя и связано было определённое служение, но оно не означало принадлежности их исполнителей к клиру. Во II в., в эпоху гонений на христиан, на Западе появляются фоссоры (или копиаты) – труждающиеся. Почитание останков христианских мучеников вызвало стремление противопоставить убийствам христиан и обесчещению их св. мощей заботу о правильно устроенном погребении и охране мощей. Так возникла особая группа лиц, для которых погребение мучеников и всех усопших в христианской вере стало главной обязанностью. Должность эксцептора также не была сопряжена с пребыванием в клире. В обязанности эксцепторов входило составление стенографических мученических актов. Выполняли эти обязанности и миряне, и клирики низших степеней, обыкновенно люди молодого возраста. В древней церкви существовала должность герменевта. Герменевтами могли быть и миряне и клирики, особенно часто – чтецы. Они переводили Священное Писание и поучения предстоятеля во время богослужения там, где общины были греко-латинскими по языку, или в их состав входили люди, державшиеся местных языков и наречий (сирийских, армянских, коптских на Востоке; германских или кельтских на Западе) и не владевшие классическими языками. Исследователи полагают, что эта должность выросла из харизматического истолкования пророческих речей апостольского века. Некоторые служения в древней церкви исполняли женщины, именовавшиеся церковными вдовами (см. Вдовицы церковные), диакониссами и пресвитериссами. Отцы Халкидонского собора постановили в правиле 15: «В диакониссы поставляти жену, не прежде четыредесяти лет возраста, и притом по тщательном испытании». Феодор Вальсамон в толковании на это правило писал: «То, о чём говорится в настоящем правиле, совершенно вышло из употребления, ибо ныне не рукополагают диаконисс, хотя некоторые подвижники не в собственном смысле и называются диакониссами». В настоящее время женщины могут прислуживать в храме, участвовать в управлении приходским хозяйством, но для них не существует поставления в особый чин. Во всяком случае, древние поставления в церковные вдовы, диакониссы и пресвитериссы не были поставлениями в церковнослужительские степени – это было всего лишь благословение на исполнение церковного служения. В Русской церкви лица, не имеющие посвящения, но исполняющие церковные должности, связанные с участием в богослужении, именовались причётниками, или дьячками. До 1869 г. они входили в состав духовного сословия и в этом смысле принадлежали к духовенству. После 1869 г. в духовном сословии оставлены были только те причётники, которые уже раньше были включены в него, впредь же полагалось именовать лиц, исполняющих аналогичные обязанности, псаломщиками или пономарями, и из духовного сословия они были отчислены.

 



 
PR-CY.ru