ДУХОВЕНСТВО - Страница 17

На должности церковнослужители назначаются, а в степени поставляются чином хиротесии – руковозложения, которое в отличие от рукоположения, хиротонии, совершается вне алтаря, в храме. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит епископу, а в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели – архимандриты и игумены. Правило 14 седьмого Вселенского собора гласит: «Рукоположение же чтеца творити позволяется каждому игумену в своём, и токмо в своём монастыре, аще сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения, уже будучи пресвитером». Игумен в древности являлся непременно настоятелем монастыря, в некоторых случаях он мог даже и не иметь пресвитерского сана. Совершенно очевидно, по смыслу правила, что в настоящее время совершать хиротесию вправе лишь те игумены и архимандриты, которые начальствуют, настоятельствуют в монастыре. Степени низших клириков введены в жизнь церкви исторически, они не существовали в ней с самого начала. Но уже в апостольский век в христианском богослужении участвовали лица, на которых возлагались обязанности, подобные тем, какие исполняют ныне церковнослужители. Это были миряне, служившие привратниками храма, блюстителями порядка за богослужением, чтецами; действовали они под началом диаконов. Число должностей церковнослужителей со временем увеличивалось. Постепенно они составили иерархию от высших до низших и тем самым превратились в степени низшей правительственной иерархии церкви. Из мирян исполнители церковнослужительских обязанностей переходили в разряд клириков. Косвенным образом о существовании особого чина церковнослужителей свидетельствует 10 Неокесарийское правило: «...Диакон, аще впадёт в тот же грех, должен быть низведён в чин простого служителя Церкви». Слово «иподиакон» впервые на Востоке встречается у Евсевия Кесарийского, который упоминает о некоем иподиаконе Диоспольской общины. Степени иподиаконов, равно как и чтецов, певцов, заклинателей, упоминаются в Апостольских правилах, в правилах Антиохийского (341 г.) и Лаодикийского (343 г.) соборов. В первые два столетия истории христианской церкви аколуфат не представлял собой особого чина. Когда же число верующих возросло, и иподиаконы были уже не в состоянии исполнять обязанности низшего служения, им в помощь стали назначать особых служителей – аколуфов. Первоначально они как низшие служители помогали принимать жертвенные дары, наблюдали за чистотой священных сосудов, исполняли обязанности, подобные тем, которые несут в настоящее время алтарники. На Западе аколуфов, как и иподиаконов, уже в III в. начинали причислять к клирикам. Степень экзорцистов (или заклинателей) восходит к тем христианам апостольского века, которые, независимо от того, являлись они священнослужителями или мирянами, обладали особой харизмой – даром заклинания злых духов. На Западе в III в., а на Востоке в IV в. экзорцитат институализируется. Это связано было с тем, что по мере угасания харизматических даров росло число случаев бесчинных злоупотреблений практикой совершать заклинания, поэтому церковь была вынуждена закрепить соответствующее служение за определённой степенью клириков.

 



 
PR-CY.ru