ДУХОВЕНСТВО - Страница 13

Тяжкие грехи, виновные в которых в древней церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству, даже если они совершены были единократно. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия. Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц. Согласно 61 Апостольскому правилу, «аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещённом деле, и обличён будет: да не вводится в клир». Но грехопадения, имевшие место до крещения, не составляют препятствия для поставления в клирики. До известной степени, руководствуясь здравым смыслом, эту норма распространяется и на тех лиц, кто совершал грехи после крещения в младенчестве или раннем детском возрасте, за которым не последовало христианского воспитания, иными словами грехи до сознательного обращения и участия в церковной жизни. От служителей церкви требуются смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: «...Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан...» (Тит. 1:7–8). В отличие от таких грехов, как убийство или блуд, в данном случае препятствием к поставлению является не единократное совершение подобных греховных действий, но когда кандидат священства не освободился от этой страсти. Согласно канонам, ростовщик только в том случае может быть принят в клир, «аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти». От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. В Послании к Титу сказано, что епископ должен быть «силён и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). А для этого нужны основательная подготовка, твёрдое знание вероучения. Второе правило седьмого Вселенского собора требует от кандидатов епископства твёрдое знание Псалтири, а также хороший навык в чтении Священного Писания и канонов. Требования относительно богословских познаний епископов, выраженные в этом правиле, невысоки. Феодор Вальсамон в толковании объяснял это трудными обстоятельствами, в которых жила православная церковь в иконоборческую эпоху, предшествовавшую созыву седьмого Вселенского собора. В синодальный период в Русской церкви ставленниками на степени диаконов и пресвитеров были, главным образом, выпускники духовных семинарий, а кандидатами епископства – кандидаты богословия. В настоящее время кандидаты священства, в основном, готовятся в духовных школах. В отличие от католического права православное церковное право не признаёт незаконнорожденность препятствием к рукоположению. В восьмом правиле Никифора Исповедника, которое помещено в «Пидалионе» и Афинской Синтагме, сказано: «Дети, рождённые от наложниц или второбрачных или третьебрачных, если проводят жизнь, достойную священства, могут быть священнослужителями». Вместе с тем, не принимая во внимание происхождение рукополагаемого, церковь предъявляет строгие требования, касающиеся его поведения в браке. Церковные законы не допускают в клир второбрачных. «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».

 



 
PR-CY.ru