ДУХОВЕНСТВО - Страница 10

Это не значит, конечно, что женщины не могут прислуживать в храме или петь на клиросе. Не устраняются женщины-прихожанки и от управления хозяйственными делами в приходе, а также от службы в различных церковных учреждениях, не связанной со священнослужением. Что же касается диаконисс и пресвитерисс древности, то они не были лицами иерархическими. Католическое право и некоторые православные канонисты разделяют препятствия к священству на те, которые связаны с совершением кандидатом преступлений, грехов (cum culpa) и которые не связаны с виной или грехом (sine culpa). Алексей Степанович Павлов выделял как особый разряд препятствий «преступления или такие деяния члена Церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся: 1) отпадение от веры, не вынужденное муками; 2) ересь...; 3) оскопление себя или других...; 4) все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия... Виновные и уличенные в этих преступлениях по древним церковным правилам подвергались публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение: кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковно-иерархические степени». На практике различие между недостатками, например, нравственного порядка, так называемыми недостатками веры, с одной стороны, и преступлениями – с другой, провести трудно, т.к. вторые невозможны без первых. Поэтому при классификации препятствий к священству их удобнее разделить иначе – на препятствия: 1) физического характера; 2) духовного характера; 3) социального характера. Препятствия физического характера, в свою очередь, подразделяются на те, которые связаны, во-первых, с возрастом, а во-вторых, с состоянием здоровья или телесными недостатками ставленника. Для исполнения иерархического и даже причётнического служения необходимы зрелость ума, твёрдость убеждений, известный жизненный опыт, которые предполагают достижение определённого возраста. Для поставления в диаконы канонические правила устанавливают возраст 25 лет, в пресвитеры – 30 лет. 14 правило Трулльского собора гласит: «...Дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учити. Подобно и диакон прежде двадесяти пяти лет, и диаконисса прежде четыредесяти лет да не поставляется». В 15 Трулльском правиле говорится: «Иподиакон да поставляется не прежде двадесяти лет возраста. Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определённых лет: да будет извержен». Однако на практике и в древности, и в новое время от этого правила допускались и допускаются отступления. Во всяком случае, почти неизвестны факты применения санкций, предусмотренных 15-м правилом Трулльского собора. Что касается возраста лиц, поставляемых в епископы, то каноны об этом умалчивают. «Апостольские постановления» предусматривают для кандидата в епископы 50-летний возраст. В Номоканон Фотия внесено положение из 123-й новеллы императора Юстиниана I, которая устанавливает для кандидата на высшую иерархическую степень 35-летний возрастной ценз, а в исключительных случаях – 25-летний.

 



 
PR-CY.ru