ДУХОВЕНСТВО - Страница 20

Обязанности духовного лица соответствуют его должности, но помимо служебных есть ещё обязанности, связанные с его образом жизни и нравственными нормами, которым он должен подчиняться. Общее правило здесь таково: всё, что служит препятствием для рукоположения кандидата в клир, возбраняется и уже посвящённому священнослужителю или церковнослужителю. Даже единократно совершённое тяжкое греховное деяние (убийство, хотя бы и невольное, блуд, прелюбодеяние, воровство) влечёт за собой, согласно каноническим правилам, извержение из сана. Клирики должны быть высоконравственными лицами. Правила запрещают им пьянство и азартные игры: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен», «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен». Апостольское правило 27 гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Правилом 62 Трулльский собор запретил духовным лицам под угрозой извержения из сана, равно как и мирянам под угрозой отлучения, участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, надеванием масок. Духовным лицам возбраняется поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Апостольское правило 26 повелевает: «...Из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». Анкирский собор дозволил  правилом 10 диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако правило 6 Трулльского собора строго запретило брак не только диаконам, но и иподиаконам после поставления. Было бы противно закону духовного роста вступать в плотский брак после хиротонии, совершаемой во образ обручения с паствой. В то же время опыт семейной жизни, опыт управления «малой церковью», по выражению Иоанна Златоуста, может послужить хорошей школой для подготовки к окормлению народа Божия. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается. Поместный собор православной российской церкви 1917–1918 гг. вынес определение, призванное оградить достоинство священного сана. Опираясь на апостольские наставления о высоте священного служения (1 Тим. 3:2, 12; Тит. 1:6) и на правила вселенских и поместных Соборов, Собор подтвердил недопустимость второго брака для вдовых и разведённых священнослужителей. Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо с его священнослужением, то нарушение её самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более недопустимо. Трулльский собор правилом 12 строго запретил брачное сожительство епископам.

 



 
PR-CY.ru