ДУХОВЕНСТВО - Страница 14

Разъясняя это Апостольское правило, Иоанн Зонара отмечал: «Мы веруем, что Божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою крещённые были осквернены прежде крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещённому быти произведённым в священство. Но кто после крещения совершит блуд, или вступит в два брака, тот признаётся недостойным никакой степени священства». Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем, так называемая пассивная бигамия, составляет препятствие к священству. Канонические правила воспрещают также поставление лиц, женатых на женщинах, не сохранивших целомудрие до брака. 18 Апостольское правило гласит: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису) не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». Поскольку римское право исключало возможность брака между рабами и свободнорождёнными, под рабыней в данном правиле подразумевается рабыня в прошлом, целомудрие которой сомнительно ввиду её всецелой зависимости от рабовладельца. Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женой, уличённой в прелюбодеянии: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может приити в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадёт в прелюбодейство, то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго». Брак кандидата священства должен быть не только моногамным, но также беспорочным и в других отношениях. На основании  19 Апостольского правила возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей – племянницей. Эти требования относятся лишь к рукополагаемым в степени диаконов и пресвитеров, ибо для епископов, согласно правилу 13 Трулльского собора, обязательным является безбрачие. В Римско-католической церкви со времён папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. Впрочем, в Римской церкви целибат утвердился в древности, когда она ещё хранила единство со вселенским православием, хотя обязательность его и отвергается каноническим правом. Кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением. Согласно 81 Апостольскому правилу, не дозволяется епископам или пресвитерам заниматься «делами народного управления». Апостольское правило 83 гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви, и Божия Богови». Что касается препятствий, связанных с обязательствами перед частными лицами, то, когда существовало рабство, рабы не допускались до рукоположения, а в Средневековье и в Новое время этот запрет распространялся также на крепостных. Препятствия к поставлению в клирики имеются у несостоятельных должников, или банкротов. Не могут быть кандидатами священства и лица, лишённые свободы по судебным приговорам.

 



 
PR-CY.ru