АСКЕТИЗМ - Страница 20

Высшее духовное состояние человека, когда он отделяется от всего тварного, носит у Григория Паламы наименование безмолвия, исихии. Исихастская традиция в течение столетий сохранялась на Афоне. Здесь научились безмолвной молитве Максим Грек (XVI в.) и Никодим Святогорец (1748–1809 гг.). Афонский монах Никодим и Коринфский епископ Макарий в 1782 г. в Венеции издали собрание святоотеческих текстов о чистой молитве «Добротолюбие», переведённое на славянский, а затем на русский язык (со многими добавлениями), оно стало источником возрождения исихазма. Будучи личной жизнью человека, аскетизм предполагает и служение общественному благу. Вступая на путь подвижничества, аскеты отдают своё имущество, всё заработанное ближним (нестяжательство). Но основная роль аскетизма в обществе – духовная: сочувствие, сострадание и нравственное руководство. «Самое упокоение», молитва, согласно Макарию Египетскому, «в избытке своём приводит к милосердию и другим служениям, как-то: к посещению братии и служению словом». «Блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога. Блажен инок, который на содеяние спасения и преспеяние всех взирает, как на своё собственное. Монах тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении». Осязательно проявлялась способность и возможность подвижников благотворно влиять на мир, даже не смешиваясь с ним, являя ему издали, из кельи, из затвора, из пустыни, плодотворный пример и поучение для преодоления зла добром, для приближения земного к небесному. Влияние упомянутых праведников и таких, как Савва Освященный, Максим Исповедник, Стефан Новый, Яеодор Студит, Афанасий Афонский, Лазарь Галисийский, Евфимий Солунский, Симеон Новый Богослов, было громадным. Проповедническая кафедра у одних, уединённая келья у других, иногда столп. Когда император Лев I сближается с еретиками, мольбы народа заставляют Даниила Столпника сойти со столпа для обличения царя, и тот просит у него прощения. На Руси подвижники появились почти сразу после её Крещения: Антоний и Феодосий, Печерские угодники, Сергий и Герман Валаамские, Авраамий Ростовский, Варлаам Хутынский, Никита Переяславский (Столпник), Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Савва Сторожевский, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Пафнутий Боровский, Нил Сорский, Александр Свирский, Корнелий Псково-Печерский, Иов Почаевский, Серафим Саровский, Игнатий (Брянчанинов) и епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Афонскому монаху, впоследствии старцу Нямецкого монастыря Паисию (Величковскому) принадлежит труд славяно-русского издания «Добротолюбия» (1793 г.), где он не только дал перевод греческой «Филокалии» Никодима Святогорца, но и включил некоторые переводы на русский язык, не вошедшие в греческое издание. Имея личное общение со старцами Оптиной пустыни, старец Паисий познакомил их с Иисусовой молитвой, способствовал утверждению исихастской традиции на Русской земле. В XIX в. ещё более расширенное издание «Добротолюбия» осуществил на современном русском языке Феофан Затворник. Игнатий (Брянчанинов) в «Аскетических опытах» и «Аскетических наставлениях», собрав последовательно статьи, написанные им в разное время, когда он был архимандритом и когда стал епископом, представил новое в русской духовной литературе аскетически-богословское учение о внутреннем совершенствовании человека в монашеском быту. В главе «О молитве» он определял молитву «как средство и состояние общения человека с Богом».

 



 
PR-CY.ru