АСКЕТИЗМ - Страница 24

Еремиты практиковали форму покаяния в затворе. В последующей истории западного иночества стала всё больше доминировать организующая и дисциплинирующая сила, «в результате такого всё усиливающегося доминирования форма здесь стала всё сильнее подавлять содержание; обратной стороной этого процесса явилась «реакция мистицизма» (Франциск Ассизский и др.) – мистицизма уже надрывного и прелестного», выражавшегося в демонстрации стигматов, уподоблении Христу или серафиму («второй Христос», «ассизский серафим», «серафический отец»). «Надрывный» аскетизм Бернарда Клервосского, Ыранциска Ассизского, Гертруды Хельфтской, характерный для Средневековья XII–XIII вв., становится образцом святости в католической церкви. С самого возникновения подвижничества отношение к нему было и остаётся неоднозначным и на Западе, и на Востоке. В литературе часто приводится исторический пример, свидетельствующий о презрении и злобе, которые были характерны для отношения толпы к появившимся в IV в. в Риме монахам: на похоронах молодой монахини Блезиллы, умершей, как говорили, от чрезмерных постов, народ требовал выгнать монахов из города, побить камнями, бросить в реку. Такое происходило не только на Западе, где язычество было ещё довольно сильно, но и в восточных областях, когда случалось пустынножителю прийти в город за какой-либо надобностью. По мнению противников аскетизма, он индивидуалистичен и эгоистичен, противоречит заповеди любить ближнего, исключает какую-либо общественную деятельность – отсюда аскетизм неразумен и противоречит чувству самосохранения. Существует и другое направление в критике аскетизма, отрицающее самобытность христианского аскетизма указанием на то, что будто бы он представляет собой копию аскетизма буддийского. Точкой отправления, источником зарождения буддийского подвижничества служит идея ничтожества человеческого бытия, обусловленная ощущением страдания. Подобное сознание сплошного повседневного страдания, проникающего всякое бытие и связанного с жизнью, приводит буддиста к тому, что он усиленно ищет средства освободиться от этих зол жизни. Таким средством освобождения является отречение от воли к жизни, самоистязание, пассивное, безучастное отношение к миру. Высшая область совершенства, какая только доступна буддийскому подвижнику, – погружение в нирвану, в состояние совершенного покоя, в котором уничтожено всё, что касается не только физической, но и духовной природы человека. Таким образом, целью буддийского аскетизма является не спасение, а «избавление», не бессмертие, а упразднение жизни. Это не жертва ради Бога, не жертва ради жизни – это ускорение конца бытия. Напротив, христианский аскетизм организует естественные силы и способности человека для достижения жизни вечной. См. также Аскетизм в Словаре по Иудаизму.



 
PR-CY.ru