АСКЕТИЗМ - Страница 13

Влияние посланий апостола Павла чувствуется на каждом шагу». На аскетические подвиги Макарий смотрит как на средство, которым достигаются мистические состояния духа. Выйти из ограниченности своей человеческой природы и измениться в Божественное естество – вот что составляло последнюю цель отречения, длинного и долгого подвига. «Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, Божественное, и соделаться естеством новым». Человек, приблизившийся к совершенству, делается «чем-то бо́льшим себя самого, потому что таковой обожается уже и соделывается сыном Божьим». Его душа, в единении и в срастворении со Святым Духом, «делается вся светом, вся – оком, вся – духом, вся – радостью, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовью, вся – милосердием, вся – благостью и добротой». Достигшие этой степени совершенства «суть и сыны, и господа, и боги», «цари, владыки и боги». Силою Духа и вследствие духовного возрождения человек не только возвращается к первобытному совершенству Адама, но становится выше его, «потому что делается обоженным». Обожение, которого стремится достигнуть подвижник, возможно лишь при условии самого тесного общения с Богом. Душа и тело христианина – это дом Божий, сосуд небесного мира – Духа Святого, обитель небесного и истинного Царя Христа. «Бог туне дарует Себя верующим, в краткое время человек делается наследником Божьим, Бог вселяется в теле человека, и Господь имеет у Себя прекрасную обитель – человека! Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоиться в теле его, как в доме Своём, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворённую по образу Его». Человек Божий не только сам в Боге, но и Бог в нём. Дух, обитающий в человеке, проникает всё его существо. «...Божественное веяние Святаго Духа... проникает всё существо души и помыслы, и всю сущность, и все телесные члены прохлаждает и упокоевает Божественным и неизглаголанным упокоением». Вследствие такого осенения Святым Духом человека и происходит как бы некоторое срастворение души с Духом. Согласно Макарию, отречение от мира необходимо для того, чтобы освободить ум для внутренней работы и по возможности беспрерывного размышления о Боге, одного внешнего удаления от обычных условий жизни для этого недостаточно. Отказавшись от собственности и оставив общество людей, можно, однако, внутренне, в самой своей мысли и в своей любви, делить себя между Богом и миром. Необходимо не только удалиться от мира, но и забыть о нём. Естественным дополнением и углублением понятия отречения от мира служит учение о «собранности ума» и о «собирании помыслов». Последнее отрицает мечтательность и предполагает строгую дисциплину мысли. Трудно всецело сосредоточиться на Богообщении, даже живя в пустыне и находясь в уединении. Мыслью овладевает мечта о прошедшем и будущем, которое могло быть доступно. Эту мечтательность христианские аскеты называют «кружением помыслов». В противоположность этому «собирать помыслы» – значит сосредоточивать мысль на самом себе и на потребностях собственной души, а «собранностью ума» называется такое состояние сознания, когда вся мысль бывает устремлена к Богу и Божественному. Аскетизм нашёл своё обоснование в трудах великих отцов каппадокийцев, прежде всего, в сочинениях Василия Великого.

 



 
PR-CY.ru