АСКЕТИЗМ

АСКЕТИЗМ – в языческой Греции слово «аскетизм» обозначало упражнения тела (Геродот, Фукидид), упражнения ума и воли (софисты), религиозный смысл стал прослеживаться уже у пифагорейцев, но особенно в поздней Античности – у Филона Александрийского. В Ветхом Завете группа слов, связанная со словом «аскетизм», встречается в Макквавейских книгах, в Новом Завете слово «аскет» употреблено лишь в Деян. 24:16 в широком смысле. В христианстве слово «аскетизм» получило собственное, более глубокое толкование. Христианский аскетизм, или подвижничество, есть ревность и сила пребывать в деятельном, путём подвигов (постничества, девства, отшельничества и др.), общении с Богом, по вере в Иисуса Христа, при помощи благодати Божьей, для обретения истинно христианской настроенности как залога к участию в Царствии Небесном. В богословской литературе аскетизму даются, например, следующие определения: «Практика евангельского отречения, вынужденная христианским законом или просто решением, как средство более строго придерживаться христианского совершенства и более действенно способствовать общему благу христианского общества»; «совокупность средств, которые помогают нам в нашем общении с Богом в любви и через любовь»; «планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства». Святые отцы церкви под аскетизмом понимали различные способы приобретения праведности, благочестия. В аскетических памятниках термин «аскетизм» обозначал также совокупность подвигов монахов и отшельников – посты, безбрачие, молитвы и т.п. Аскеза, или подвиг, есть метод, которым осуществляется практика аскетизма. Аскеза – «героическое усилие воли, которое необходимо для приобретения нравственной энергии, сила и крепость нрава»; «покаяние, умерщвление плоти, умерщвление чувств, желаний, отказ от занятий в целях приобретательства, подавление страданий, скорбей – для того чтобы укрепить внутреннюю свободу души или отчистить её»; «собрание упражнений, которые поддерживают крепость физическую, питают силу интеллектуальную и моральную». Аскетика – наука, предметом которой является аскетизм, «выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности». С аскетикой тесно связано пастырское богословие: для установления норм и принципов пастырствования, являющегося задачей пастырского богословия, необходимо изучение пути духовно-нравственного совершенствования; пастырю, чтобы быть водителем, отцом пасомых, необходим подвиг, аскеза. «...Наука пастырского богословия без аскетики безжизненна и мертва и обращается во что-то среднее между литургикой, гомилетикой и практическим руководством», также и наука нравственного богословия «без входящего в неё морально-аскетического элемента обратилась бы в сухую схоластику». По учению святых отцов, аскетизм сам по себе, взятый в совокупности его проявлений, ещё не составляет совершенства, но посредством него и достигается цель. Христианство с истоков своего исторического бытия, в учении Христа и Его апостолов, сразу же и недвусмысленно провозгласило себя религией аскетической. Христос говорит Своим ученикам: «...Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (Мф. 16:24–25); «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» (Ин. 12:25); «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18–19).

 



 
PR-CY.ru