АСКЕТИЗМ - Страница 17

Вполне согласен с ними в своём подходе к христианскому аскетизму и третий великий каппадокиец – Григорий Нисский, хотя его личный жизненный путь отличался от монашеского пути Василия Великого и Григория Богослова. Сочинение Григория Нисского «Об устроении человека», не будучи писано со специально-аскетической целью, тем не менее, заняло весьма видное положение в доктрине подвижничества как своего, так и последующего времени. Причина этого кроется в самом характере суждений сочинения, близко граничащих с аскетизмом. «В человеческом составе дух, или ум», понимаемый в смысле всей духовно-нравственной сущности человека, «управляется Богом, а умом – наша вещественная жизнь» – вот основной принцип, на котором строится аскетическое учение Григория Нисского. «Кто намерен душу и тело по закону благочестия привести к Богу..., должен предаться течению добродетели, отрешив себя от уз жизни, всецело и единственно предав себя вере и жизни Божьей...» Уподобиться Богу, по его мысли, значит сделаться праведным, святым, благим. Человек может достичь этого уже в земной жизни, но при этом достижение цели возможно, если по воле Божьей душа очистится благодатью и будет чистою приведена к Богу. Совершенство «любомудрия», согласно Григорию Нисскому, состоит в том, «чтобы будучи великим, смиряться сердцем и осуждать свою жизнь, не полагая в своей совести, будто соделали что-либо достойное Бога». В жизни любомудрия он большое значение придаёт девству, этому подвигу он посвятил специальное сочинение «О девстве». «...Подвиг девства составляет некоторое искусство и способность к достижению более божественной жизни, содействуя живущим во плоти уподобляться естеству бесплотному». Девственная жизнь, полагает Григорий Нисский, «есть некоторый образ блаженной жизни в будущем веке». У аввы Исаии Египетского и аввы Евагрия Понтийского аскетизм построен на различии в человеке тела, души и духа, или ума (владычественного), суждения об этом проходят через все их сочинения. Достаточно сослаться из творений аввы Исаии на то место, где он говорит, что тело, душа и дух в состоянии святости составят из себя единство действием Святого Духа, каковое они имели до разъединения, т.е. до падения прародителей, а из сочинений Евагрия указать место, прямо составленное по Григорию Нисскому: «Разумная душа действует в соответствии с природой, когда желательная часть её устремляется к добродетели, яростная же часть сражается за эту добродетель, а разумная часть обращается к созерцанию тварных вещей. Учение о трёхсоставной природе человека известно под именем трихотомии. Но очевидно, что это не та трихотомия, какая признавала в человеке помимо тела два самостоятельных духовных начала. Аскетическая трихотомия имеет другую форму: в человеке кроме тела нужно признавать одну душу, одно духовное начало, только до своей деятельности дающее возможность различать в себе три части. Если добродетель находится в разумной части души, она называется благоразумием, разумением, мудростью, если в желательной – целомудрием, любовью, воздержанием, в яростной – мужеством и терпением, во всей душе – праведностью. Аскетическое учение Евагрия строится как восхождение от делания к созерцанию и его высшей ступени – богословию: «Христианство есть учение Спасителя нашего Иисуса Христа, состоящее из деятельного, естественного, и богословского любомудрия».

 



 
PR-CY.ru