АСКЕТИЗМ - Страница 14

Свои суждения об аскетизме он изложил во многих сочинениях: «Предначертание подвижничества», «Слово подвижническое и увещание об отречении от мира», «Слова о подвижничестве – первое, второе и третье», «Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и отшельничестве», «Правила, кратко и пространно изложенные в вопросах и ответах», «Нравственные правила», письма: «К кесарийским монахам», «О совершенстве монашеской жизни», «К настоятелю монахов» и др. В творениях Василия Великого с предельной чёткостью выражается характернейшее свойство всего православного аскетического богословия – его всецелый и бескомпромиссный «антиэлитаризм». Поэтому и в его послании «О совершенстве жизни монашеской», которое носит характер аскетического трактата, речь идёт не только о монашеском совершенстве, но о совершенстве христианском. Цель аскетической жизни, согласно Василию Великому, – «спасение души». В осуществлении этой цели нужно соблюдать постепенность. Оставление забот о земном имуществе, отречение от мира «есть разрешение уз этой вещественной и временной жизни, свобода от человеческих обязательств, делающая нас более свободными начать путь к Богу». Ибо сокрушение сердца, смирение ума, освобождение души от страстей неосуществимо при наличии попечения о земном богатстве. Определяя сущность аскетизма как пути к спасению, Василий Великий видит её в возобновлении живого союза с Богом через очищение от страстей. «...Кто в подражании сам, насколько возможно, достиг бесстрастия Божия естества, тот восстановил образ Божий. А кто уподобился Богу указанным способом, тот, без сомнения, приобрёл и подобие Божьей жизни, постоянно пребывая в вечном блаженстве». Для достижения этой цели нужно приложить все усилия, чтобы никакая страсть не властвовала над подвижником. Прежде всего, этому способствует девство, которое «заключается не в одном только воздержании от деторождения, но вся жизнь и быт и нрав должны быть девственны, во всяком занятии безбрачного показывая нерастленность». В осуществлении подвижнической жизни необходима душевная и умственная собранность. Самособранность – такое настроение духа, когда человек в состоянии контролировать все отправления его. Рассеянность же происходит от праздности ума и беспечности от неверия в присутствие Бога. Душевной собранности должно способствовать и уединённое жительство, а также совершенное послушание наставнику, которое предполагает не только, чтобы по его совету удерживаться от несообразного, но чтобы без его воли не совершать и похвального. Для идущего аскетическим путём необходимо воздержание, которое, согласно Василию Великому, не «совершенное удержание себя от пищи (это будет насильственное разрушение жизни), но удержание себя от сластей», хотя подвиг воздержания касается не только воздержания от яств. Воздержанный в отношении славы смиренномудр, в отношении имущества нестяжателен и т.п. «Строгий закон воздержания назначает меру языку, пределы – очам, непытливое слышание – ушам». «Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей, умерщвление тела даже до самых естественных ощущений и пожеланий, начало духовной жизни, податель вечных благ, уничтожающий в себе жало сластолюбия, потому что сластолюбие есть великая приманка к злу».

 



 
PR-CY.ru