АСКЕТИЗМ - Страница 16

Григорий Богослов сыграл немаловажную роль в развитии аскетического богословия. Эта тема раскрывается, в основном, в его поэтических произведениях. Говоря о высоком значении аскетизма, он называет его третьим рождением в сравнении с другими двумя рождениями – плотским и благодатным. Чрез три рождения, согласно ему, может проходить человек во время своей жизни: первое рождение ведёт начало от плоти и крови, по нему люди являются на земле и скоро исчезают; потом есть рождение чистого Духа, когда нисходит озарение на омытых водой. Но есть и третье рождение, которое слезами и скорбями очищает в нас образ Божий, очернённый грехом. Первое из этих рождений человек имеет от отца, другое – от Бога, а в третьем – он сам себе родитель и служит для мира прекрасным светилом. В этой аналогии важно не столько сравнение аскетизма с плотским рождением, сколько сравнение его с крещением. Исходным побуждением к таинству крещения со стороны человека, согласно святым отцам, служит познание греховности своей собственной природы и жизни в связи и сопоставлении с той жизнью, носителем которой является Божество и которая, как в зеркале, может отражаться и в человеке; где нет подобного познания своего нравственного состояния, там не может быть и таинства крещения, потому что это противоречило бы прямой заповеди Спасителя крестить лишь того, кто имеет веру, как живую уверенность в своей собственной греховности и стремление заменить её, путём возрождения и христианского воспитания, святостью. То же познание своей собственной природы или своего собственного естества является исходным началом, по суждению св. отцов-аскетов, и в подвиге аскетизма, как в своего рода крещении. Единение с Богом (обожение), к которому стремится христианин, имеет основой любовь к Богу. Аскетический образ жизни, согласно Григорию Богослову, ведёт к обожению человека: «И вокруг светозарного Царя предстоит непорочный, небесный сонм – это те, которые поспешают с земли, чтобы стать богами, это Христоносцы, служители креста, презрители мира, умершие для земного, пекущиеся о небесном, светила мира, ясные зеркала света. Они видят Бога, Бог – их, и они Божьи». Христоносцы-подвижники стоят выше земли, едва касаясь мира, они не связаны узами брака, земных стяжаний и день и ночь возносят молитвы к Христу. Воздержание необходимо не только аскетам, но каждому христианину. «Первый закон, – говорит он в Слове «О смиренномудрии, целомудрии и воздержании», – жить умеренно, но есть и второй. Патриарха Авраама, боговидца, великого мужа, Домостроитель высочайших таинств, отвлекши от дома, от рода, от отечества, легко перевёл в землю чуждую странником, пресельником, бездомным, скитающимся, его влекла вера в исполнение больших надежд». «Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу. Лучше остаться свободным от уз, всё отдать Богу и высшим мирам». Для общения с Богом необходимо собирание ума. Путь к обожению лежит через доброделание. Наконец, путь к единению с Богом проходит через молитву. Через молитву и очищение ума человек приобретает опыт частичного богопознания, по мере приближения к цели оно становится всё полнее. Таким образом, обожение есть вершина богопознания.

 



 
PR-CY.ru