АСКЕТИЗМ - Страница 21

Молитву считал высшим занятием для человеческого ума, чистую молитву (когда молящийся помнит «только Бога и греховность свою») – начальной причиной восхищения ума к Богу, достижения «состояния сверхъестественного», «в сверхъестественное состояние восходят только святые угодники Божии, обновленные Святым Духом, совлекшиеся ветхого Адама, облекшиеся в Нового». Возлюбив подвиг молитвы, наставляет Игнатий, возлюби уединение, возлюби молчание, «оно сохраняет силы души неразъединёнными, способными к постоянной молитве во внутренней клети». Особое значение он придавал Иисусовой молитве. В главе «О молитве Иисусовой» устами старца, объясняющего ученику необходимость творения Иисусовой молитвы, Игнатий говорит: «...Внутренним деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой». В своих сочинениях Игнатий часто ссылается на святых отцов. Святые отцы, говорит он, написали много сочинений о молитве, чтобы дать правильное руководство её делателю. Говоря, например, о способе творения Иисусовой молитвы, он ссылается на Иоанна Лествичника: «Механизм святого Иоанна Лествичника необходимо соблюдать и при способе, который изложен преподобным Нилом Сорским во втором Слове его Предания или Устава Скитского. Преподобный Нил заимствовал способ свой у греческих отцов, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита, и несколько упростил». Для руководства деятельностью монаха, направления её «на истинный путь Богоугождения» Игнатием был составлен «Отечник», в него вошли избранные изречения святых отцов и повести о житии старцев. Аскетическое богословие глубоко разработано Феофаном Затворником, аскетом по призванию и по жизни. Для него характерно, что в своём очерке аскетизма «Путь ко спасению» он подробно, ступень за ступенью рассматривает путь, каким должен идти христианин, лишь выделяя то, что предпочтительнее для перерождения всей жизни, обретения жизни новой, такой, какая приводит ко спасению. Здесь излагается не доктрина христианского аскетизма IV в., а собственная аскетика преосвященного автора, хотя и составленная под большим влиянием святоотеческой аскетической литературы. «Подвижничество есть непрестанная победность». Условием всех внутренних побед является первая победа над собой. Для этого необходим «дух ревности», проникая всё существо, он изгоняет грех и из души, и из тела, тем «спасает нас от нравственной порчи и растления». Мученики, говорит Феофан, охотно шли на смерть, потому что их сжигал внутренний огонь, дух деятельной ревности. «Такая ревность производится действием благодати, однако же и не без участия свободной нашей воли. ...Пробуждается желание и свободное искание (действием извне), потом нисходит благодать (через таинства) и, сочетавшись со свободою, рождает мощную ревность. И никто не думай сам собой родить такую силу жизни: об ней должно молиться и быть готовым приять её». Божественная благодать, разъясняет Феофан, воздействует на сердце человека тогда, когда в него проникает дух человека своим сознанием, а за ним все силы души и тела. «Внутрь-пребывание собственно есть заключение сознания в сердце, напряжённое же собрание туда сил души и тела есть существенное средство, или делание, подвиг. Впрочем, они взаимно друг друга рождают и предполагают, так что одно без другого не бывает». Собираться в сердце нужно всеми силами – умом, волей, чувством. Собирание ума в сердце есть внимание, воли – бодренность, чувства – трезвение.

 



 
PR-CY.ru