ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 60

Основным источником по этому периоду остаются сочинения Иосифа Флавия («Иудейская война» и «Иудейские древности»). Но их исследователи не могут назвать объективными, поскольку написаны они человеком, хотя и прекрасно знавшим еврейскую историю и традицию, но имевшим определённую цель: объяснить римлянам, что евреи – древний и законопослушный народ, а восстание – дело экстремистов, осуждавшихся собственным народом. О восстании Бар-Кохбы известно только из документов, найденных в Иудейской пустыне (в Вади-Мураббаат), а также благодаря краткому рассказу Диона Кассия Кокцеяна. Исследователи выделяют несколько периодов в истории Древнего Израиля римской эпохи. I. От установления римского владычества до первого антиримского восстания (63 г. до н.э. – 66 г. н.э.). После захвата Иерусалима Помпеем Иудея стала римской провинцией, Иоанн Гиркан II сохранил титул первосвященника и позднее получил титул «этнарх». Аристовул II был увезён в Рим пленником, что позволило в значительной мере контролировать оппозицию. Иудея лишилась части территорий: все города, населённые неевреями, были переданы под прямое управление сирийскому наместнику. Несмотря на то что римляне предоставили евреям значительную автономию во многих вопросах, не касавшихся налогов и внешней политики, положение Иудеи после почти вековой независимости воспринималось евреями как унизительное. Однако попытки вернуть status quo (восстания 57 и 56 гг. до н.э.) закончились поражением. В 40 г. до н.э. при помощи парфян сыну Аристовула II, Маттафии Антигону, удалось снова захватить власть в Иудее. Он пользовался популярностью среди евреев, у которых появилась надежда на восстановление хасмонейской династии. Однако его правление продлилось лишь до 37 г. до н.э., когда он был низложен, а затем по настоянию Ирода казнён. Вместо Маттафии Антигона на иерусалимский престол римляне возвели своего ставленника, сына Антипатра Ирода. Политика Ирода отличалась двойственностью: он хотел стать наследником династии Хасмонеев, для чего женился на Мариамне, внучке Гиркана II; иудеи же ненавидели его как «друга римлян», царя греков и римлян, живших в Иудее, строителя эллинистических городов. Будучи наполовину идумеянином, Ирод не мог получить широкую поддержку в народе (основными его противниками становятся фарисеи); в борьбе за укрепление своей власти он превратился в истребителя рода Хасмонеев, убив последних его представителей. Правление Ирода отмечено новым всплеском эллинизации, и, прежде всего, грандиозным строительством, которое развернулось по всей стране. Понимая, что Иерусалим никогда не станет столицей государства, общего для евреев и греков, он построил Кесарию Приморскую, ставшую второй, греческой, столицей. Появление нескольких государственных центров неизбежно вело к децентрализации власти. Желая укрепить собственную власть и избавиться от конкуренции со стороны священников храма,

 



 
PR-CY.ru