ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 57

Глава провинциального священнического рода Хасмонеев Маттафия (1 Макк. 2:1) не только отказался изменить вере своих отцов, но и убил иудея, согласившегося по принуждению царских чиновников принести жертву на языческий алтарь. Бежав в горы, Маттафия вдохновил иудеев на борьбу с гонителями (1 Макк. 2:26–70), хотя далеко не у всех его действия вызвали одобрение. Многие иудеи предпочитали мученичество открытому сопротивлению правителю. Оппозиция усилилась после того, как Маттафия призвал своих воинов ради спасения жизни сражаться и в субботу (1 Макк. 2:41). В 166 г. до н.э., спустя год после начала восстания, Маттафия умер, и сопротивление возглавил его сын Иуда, прозванный Маккавеем (возможно, от евр. – молот). Одержав ряд побед над сирийскими войсками, Иуда сумел объединить разрозненные еврейские группировки и впервые со времён вавилонского плена создать еврейское войско. В 165 г. до н.э. он захватил Иерусалим, храм был вновь освящён. После этого события среди иудеев опять произошёл раскол. Хасидеи, благочестивые иудеи, сочли основную задачу восстания достигнутой: они снова могли соблюдать законы отцов и совершать жертвоприношение в храме. Иуда стоял за продолжение борьбы, чтобы добиться освобождения всей Иудеи от селевкидского владычества и положить конец языческому влиянию. В 160 г. до н.э. Иуда погиб, и восставших возглавил его брат Ионафан (1 Макк. 9:23–30). С приходом к власти Ионафана начался новый этап восстания. В 159 г. до н.э. умер первосвященник, и селевкидский царь Димитрий I не спешил поставить нового. Подобное положение сохранялось до 152 г. до н.э., когда Александр Валас, который сверг Димитрия I, в благодарность за поддержку даровал Ионафану титул первосвященника и сделал его главой Иудеи, хотя некоторые районы Иерусалима, в частности, крепость Акра, примыкавшая к храму, оставались во власти греков. В 143 г. до н.э. селевкидский полководец Трифон, видя в усилении Ионафана угрозу власти, захватил его в плен, а затем казнил (1 Макк. 12:48; 13:23). Власть перешла к брату Ионафана Симону (143 – 135/134 гг. до н.э.; 1 Макк. 13:8), который унаследовал все титулы брата. Симон перестал платить подати Селевкидам, вновь освободил Иерусалим и объявил Иудею независимой. Перед смертью Симон передал власть сыну Иоанну I Гиркану (134–104 гг. до н.э.), а тот, в свою очередь, – своему сыну Иуде Аристовулу I (104–103 гг. до н.э.), который, будучи первосвященником, первым из Хасмонеев провозгласил себя ещё и царём. Фактически царём и первосвященником в одном лице был уже Иоанн I Гиркан, о чём свидетельствует начавшийся в его время конфликт с фарисеями, причиной которого был вопрос о светской и духовной власти. Последующие правители независимой Иудеи – Александр Яннай (103–76 гг. до н.э.), Саломея Александра (76–67 гг. до н.э.), Иуда Аристовул II (67–63 гг. до н.э.) – всё больше сосредоточивали власть в своих руках, уподобляясь эллинистическим правителям других государств.

 



 
PR-CY.ru