ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 61

Ирод намеренно отдавал должность первосвященника в руки послушных ему людей, благодаря чему получал полный контроль над всем, что происходит в стенах храма. Авторитет храма сильно пошатнулся, однако укрепился авторитет учителей закона. Согласно еврейской традиции, на время правления Ирода приходится период расцвета религиозных школ, которые возглавлялись законоучителями, крупнейшими из которых были Шаммай и Гиллель. Школы сильно отличались друг от друга по религиозным и политическим взглядам. Часть из них была настроена довольно радикально, но всё же большинство придерживалось умеренных позиций и выступало против открытой конфронтации с Римом, что было выгодно Ироду. То, что именно учителя закона в этот период становятся подлинными руководителями народа, стало очевидным во время первого антиримского восстания и после разрушения храма. О синедрионе эпохи Ирода исследователям практически ничего не известно. Они полагают, что в тот период он, как и священники, был послушным орудием в руках правителя. Оппозиция, с одной стороны, в лице учителей закона, с другой – националистских группировок не могла организовать сопротивление. Во всяком случае, ни Иосиф Флавий, ни другие авторы не сообщают о массовых протестах против политики Ирода, но свидетельствуют лишь о недовольстве в народе. В зависимости от отношения к политике Ирода исследователи выделяют три группы: эллинисты, поддерживающие Ирода; умеренно настроенные иудеи, не видевшие причин для восстания, поскольку при Ироде сохранялась свобода веры, и храм оставался неосквернённым; радикалы, желавшие восстановления независимости и освобождения страны от эллинистического влияния. Этот раскол, не столь заметный при Ироде, резко проявился после его смерти. После смерти Ирода подвластные ему территории были разделены на три части между его сыновьями: Архелай получил Иудею, Идумею, Самарию и прибрежный район с Кесарией Приморской, при этом столицей остался Иерусалим; Ирод Антипа – Галилею и Перею (столица в Тивериаде); Филипп – Трахонитиду, Васан (Кесария Филиппова), Ауранитиду, Галаадитиду, Панеаду. Фактически было три отдельных государственно-политических образования, подвластные Риму. Архелай носил титул этнарха (4 г. до н.э. – 6 г. н.э.), Ирод Антипа (4 г. до н.э. – 39 г. н.э.) и Филипп (4 г. до н.э. – 33/34 г. н.э.) – тетрархов. При Архелае евреи сохранили религиозную свободу, но радикально настроенные националисты подняли восстание. Архелай, понимая, что это может повлечь за собой кару со стороны римлян, подавил его с помощью военной силы. На протяжении недолгого правления Архелая его противники отправляли в Рим жалобы, в которых обвиняли его в жестокости. В конце концов, в 6 г. н.э. Иудея стала частью провинции Сирия и перешла под прямое управление Рима, для осуществления которого в Иерусалим отныне присылались префекты. Первые префекты управляли Иудеей, не вмешиваясь в религиозную жизнь евреев, но, начиная с Понтия Пилата (26–36 гг. н.э.), взаимоотношения между римлянами и иудеями стали ухудшаться.

 



 
PR-CY.ru