ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 64

На евреев, живших в империи, налагался особый налог fiscus Judaicus: 2 динария или полшекеля (раньше эти средства ежегодно поступали в пользу Иерусалимского храма). Налоги шли в Рим, в пользу храма Юпитера Капитолийского, сгоревшего в гражданской войне 69 г. н.э. При этом от выплат обычно освобождались евреи, порвавшие с иудаизмом. Важной переменой стало распространение в Иудее закона римских провинций, в соответствии с которым решались основные юридические вопросы. Синедрион, хотя и оставался высшим органом власти евреев Римской империи, занимался, в основном, организацией внутренней жизни общин и религиозными вопросами. Разрушение храма и для римлян, и для евреев значило одно – удар по еврейской религии. Но, разрушив храм в Иерусалиме и закрыв храм в Гелиополе, римляне не запретили иудаизм как таковой. Согласно еврейскому преданию, незадолго до разрушения храма раввин Йоханнан бен Заккай получил от Веспасиана разрешение сохранить академию в Ямни (Явне). Вместе с разрушением храма исчезли почти все религиозно-политические группировки. Радикальные националисты погибли во время восстания; часть иудеев, не найдя ответа на вопрос о том, почему Бог допустил разрушение храма, отошла от иудаизма, либо став язычниками, либо обратившись в христианство. Единственной группой, способной влиять на религиозные и политические процессы, оставались фарисеи, которые вошли в историю еврейской традиции под именем таннаев («хранителей традиции»). Именно они в Ямнии и ещё в нескольких академиях после долгих споров создали законодательную систему, ставшую основой Талмуда. Центром внехрамового иудаизма стали синагогальное богослужение и домашние ритуалы. При императорах Траяне (98–117 гг.) и Адриане Публии Элии (117–138 гг. н.э.) положение евреев ещё больше усложнилось. Враждебность между евреями и другими народами, ухудшение экономического положения, апокалиптические настроения, усилившиеся после подавления восстания в Иудее, привели к волнениям в еврейской диаспоре, особенно в Египте и Вавилонии. В Иудее также было неспокойно: постоянное военное присутствие, жестокость римских властей, провозглашённый Адрианом запрет на обрезание и обучение Торе, в конце концов, привели к восстанию Бар-Кохбы, которое продолжалось с 132 по 135 г. н.э. Результатом этого восстания и последовавших за ним гонений стали массовая гибель иудеев и полное разрушение значительной части еврейских поселений. На месте Иерусалима была построена римская колония, названная Элия Капитолина (от второго имени императора Публия Элия Адриана и капитолийских богов). После поражения восстания Бар-Кохбы евреи не предпринимали попыток добиться независимости. Их жизнь сосредоточилась на религии.



 
PR-CY.ru