ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 51

После гибели Кира II в 530 г. до н.э. к власти пришёл его сын Камбиз II; за период его правления (530–522 гг. до н.э.) в положении иудейской общины в Палестине не произошло существенных изменений. В начале правления Дария I (522–486 гг. до н.э.), которое сопровождалось беспорядками и восстаниями в различных частях империи, число иудеев, возвращавшихся в Палестину, стало расти (см.: 1 Езд. 7); среди них были и представители священства во главе с первосвященником Иисусом, сыном Иоседековым, а также левиты. Некоторые исследователи полагают, что эта волна репатриации была отчасти вынужденной; среди возможных причин называют жестокое подавление двух бывших в Вавилоне восстаний против персидского владычества (522 и 521 гг. до н.э.) и последовавший за этим экономический кризис. Ещё одним фактором, способствовавшим росту движения репатриантов, могло стать развитие при Дарии I новой системы управления империей. Исследователи полагают, что на какое-то время Иудея получила статус провинции, правителем которой стал потомок иудейского царского рода Зоровавель. Тем не менее, восстановление религиозной жизни палестинской иудейской общины имело поддержку самого Дария I, что позволило в том числе возобновить постройку храма. В библейских источниках, описывающих этот период, почти не содержится упоминаний о Зоровавеле после возобновления строительства храма, что позволило некоторым учёным предполагать, что он был отстранён от управления персидской администрацией, а провинция могла в дальнейшем управляться другим представителем иудейской аристократии, персидским наместником или одним из священников Иерусалимского храма. Приход к власти Ксеркса I после смерти Дария I сопровождался восстанием Египта, которое было подавлено в 484 г. до н.э. По мнению исследователей, «обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима» (1 Езд. 4:6) имело какое-то отношение к восстанию – обвинение палестинских репатриантов в нелояльности к персидским властям становилось в таком случае особо опасным (об исторических проблемах, связанных с этим доносом, см. «Ездры первая книга»). Происходили укрепление иудейской общины и постоянное увеличение её численности, однако отсутствие сильной центральной власти и заимствование многих чуждых обычаев в годы плена сделали возможным несоблюдение установлений закона Моисеева; так, одной из главных проблем стало повсеместное распространение браков иудеев, в том числе священников и левитов, с представительницами окружающих языческих народов (1 Езд. 9:1–2). Ситуация начала меняться лишь в царствование Артаксеркса I (465/464 – 424/423 гг. до н.э.), благодаря которому из Вавилона в Палестину отправилась большая группа переселенцев во главе со священником Ездрой; это произошло «в седьмой... год царя» (1 Езд. 7:8), т.е. в 458 г. до н.э.

 



 
PR-CY.ru