ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ - Страница 59

Ессеи с самого начала резко осудили притязания Хасмонеев и, сочтя священство нечестивым, а храм осквернённым, устранились от участия в общей политической и религиозной жизни, избрав жизнь замкнутой общины. По мнению исследователей, часть из них именно в этот период поселилась в Кумране. Саддукеи всегда были партией элиты и храмовыми властями, составлявшей большинство в синедрионе. Они занимали ключевые посты в государстве и, в основном, поддерживали Хасмонеев, фарисеи же, будучи популярными в народе, не обладали реальной властью. Главным религиозным центром и национальным символом в хасмонейскую эпоху оставался храм. Именно законы, связанные с храмовым служением, становятся основной причиной споров между партиями. Главным религиозным авторитетом выступают учителя закона. Вместе с формированием религиозно-политических группировок начинают возникать различные школы интерпретации закона, расцвет которых приходится на римскую эпоху. Развитие комментаторской традиции приводит к началу создания Устной Торы, впоследствии кодифицированной в Талмуде. Кроме того, развитие системы изучения текстов и усиление авторитета греческой системы образования вызывают появление еврейских школ (их создание связывают с именем Шимона бен Шетаха, который в середине II в. до н.э. узаконил обязательное образование для мальчиков). Ко времени Хасмонеев раввинистические источники (отражающие, прежде всего, точку зрения фарисеев) относят важный период в истории существования синедриона – «эпоху пар», а также возникновение синагогального богослужения и ряда основных для иудаизма молитв. Проблемы, порождённые приходом к власти Хасмонеев, стали катализатором развития идей и литературного жанра апокалиптики, пик которого приходится уже на иродианский период, на I в. до н.э. – I в. н.э. В это время создаются книги Еноха, Юбилеев, появляются отдельные жанры «завещаний» (см. Завещания апокрифические) и апокалипсисов. Римский период истории Иудеи подробно описан в источниках, однако для каждой группы источников характерен свой подход, определяющий описание событий. Так, римских и греческих авторов, таких как Аппиан («Римская история»), Дион Кассий («Римская история»), Диодор Сицилийский («Библиотека»), Тацит («История» и «Анналы»), Страбон («География»), Плиний Старший («Естественная история») и др., прежде всего, интересовала история Рима и римских правителей. Многие из авторов упоминают Иудею, но только как объект внешней политики, проводимой Римом. Еврейские источники, Талмуд (прежде всего, Мишна) и кумранские тексты, а также раннехристианские источники практически не отражают реальных исторических событий, но содержат важную информацию о религиозной и культурной жизни Иудеи.

 



 
PR-CY.ru